Московская Сретенская Духовная Академия
Инструменты пастырского душепопечения. Часть 5: Поучение словом вне прихода
8 ноября 2017
Инструменты пастырского душепопечения. Часть 5: Поучение словом вне прихода
Раньше, когда еще не было коммуникативных возможностей XXI века и исторические события не позволяли Церкви быть общедоступной, чаще всего духовное наставление словом люди получали лично от священника или в частной беседе. Но в современном мире существует множество других способов говорить о Боге и проповедовать православную веру. в связи с этим на многих приходах ведется обширная деятельность, направленная на взаимодействие с людьми, не являющимися прихожанами конкретного храма.
Содержание:
Беседы и выступления вне храма
В пастырском служении приносят пользу беседы и выступления вне храма (например, это могут быть школы, университеты, дворцы культуры, офисы, заводы, общественные организации и государственные учреждения, военные части, тюрьмы, спонтанные выступления в какой-либо аудитории).
Христос проповедовал везде: в городах, пустынях, горах, на равнинах, берегах озер, в рыбачьих лодках, домах, горницах, при дорогах, у Овчей купели, на вечерях, званых обедах, в синагоге и Храме[1]. Следовали этому и апостолы, также выступая в синагогах, на улицах, в парламентах (Ареопаг), и в других местах, где собирались люди. Святитель Тихон Задонский обращает на это внимание, говоря, что «в этом деле пример всем пастырям — Христос Спаситель мира», который учил в самых разных местах[2].
Святой Иоанн Кронштадтский говорит, что каждый священник является апостолом в своем селе или приходе в городе и «должен ходить по домам, благовествуя Царствие Божие, невежд наставляя, нерадивых, беспечных, в страстях и похотях живущих возбуждая к христианскому житию, благочестивых и трезвенных ободряя и поощряя будущими наградами, немиролюбивых подкрепляя и утешая»[3].Проповедь не обязательно сразу должна говорить о Христе, а хотя бы о содержании Евангелия, о сущности наших отношений с Богом
Однако митрополит Антоний Сурожский считает, что не обязательно идти для проповеди Христа на стадионы, но никогда не нужно стыдиться своей веры. А с другой стороны и ждать, что люди придут в храм, тоже недостаточно, поэтому он предполагает, что если священники выйдут с проповедью на улицы, то они может быть смогут зажечь кого-то своей проповедью. Причём проповедь не обязательно должна сразу говорить о Христе, а хотя бы о содержании Евангелия, о сущности наших отношений с Богом[4].
Священников в наше время приглашают в самые различные аудитории, например, в школу, где им приходится рассказывать о Боге и Церкви среди детей и подростков, родителей и преподавателей, чтобы и их заинтересовать в духовном воспитании детей. Такая площадка является удачной для проповеди потому, что именно в детском возрасте закладывается фундамент в формировании человека.
Подобным образом священник может проводить беседы и в университетской среде с учётом специализации учебного заведения. Тематика этих бесед, естественно, будет разная на литературном и математическом факультетах.
Внешняя проповедь священника может включать в себя и проповедь в других учреждениях: заводах, предприятиях, офисах, зданиях администрации и других. Кроме того, по слову апостола, каждый христианин всегда должен быть готов требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15). Тем более священник призван защитить свою веру, рассказать человеку, спрашивающему у него о Христе и вере в любой ситуации.
Приходское консультирование
Форма пастырской работы священника с людьми, которую могут выполнять прихожане по благословению священника — приходское консультирование, цель которого заключается в «оказании людям необходимой помощи на начальном этапе воцерковления»[5].
Такой вид проповеди был введён в нашей Церкви недавно. Фактически была произведена унификация помощи пришедшим в храм. Ранее такую функцию исполняли работники свечного ящика, свещницы-уборщицы, рядовые прихожане. Святейший Патриарх Алексий II упоминал, что «90-е годы прошлого века были отмечены живым интересом российского общества к Церкви, и молодые люди первыми пришли в храм. Но кто их там встретил? Злые старушки и строгие батюшки, которые потребовали от них выполнения внешних форм благочестия, часто без объяснения их внутреннего содержания и смысла. По этой причине многие люди не смогли найти в Церкви ответа на свои вопросы, чаяния и стремления»[6]. Именно для того, чтобы уберечь людей от такой опасности, в Русской Церкви и была введена служба приходского консультирования.В настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян, которые соответствуют современному образу жизни человека
Издание книг, брошюр, ведение приходского вестника, создание информационных стендов, объявления
Пастырское душепопечение действует на людей не только через устное слово, но и в письменном виде. Такой формат душепопечительской работы[7] удобен для современных людей, среди которых только единицы читают большие книги и творения святых отцов.
На многих приходах издаётся еженедельная или ежемесячная газета. В них печатаются проповеди, отрывки из святоотеческих трудов, исторические статьи, церковные новости, жития святых, церковная публицистика, ответы на вопросы и т.д. В некоторых храмах перед праздниками, по воскресениям, раздают специальные брошюры, посвящённые конкретному празднику[8]. Кроме того, распространяются тематические брошюры: о святой воде, о Причастии, о крещении, об исповеди, о борьбе с грехом, о поминовении усопших и т.д.
Всё больше набирают популярность информационные миссионерские стенды. Зачастую на них освещаются различные просветительские темы или рассказывается о праздниках, церковных событиях, истории и деятельности храма (социальной, молодёжной, патриотической, о работе с детьми), о борьбе с абортами, о помощи многодетным семьям и инвалидам и о других социально значимых проблемах.
Не каждый священник имеет возможность и способности написать книги по христианской тематике. Однако те священники, которые имеют от Бога такой дар, активно пользуются этим талантом в пастырском служении.
Церковный писатель святитель Феофан Затворник так рассуждал о пользе написания книг: «Писать — это служба Церкви или нет?! Если служба — подручная, а между тем Церкви нужная, то на что же искать или желать другой»[9]. Он также говорил: «Надо бы составить книжку — о пути спасения… просто написанную, и разбросать по городу даром, или по копейке»[10]. В настоящее время священники пишут специальные книги по аскетике для мирян, которые соответствуют современному образу жизни человека, о борьбе со страстями в современных условиях.В отдалённых районах России журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и др. становятся одним из немногих способов миссии для живущих там людей
Помимо этого, развивается жанр церковной публицистики и беллетристики[11]. Такой способ пастырского душепопечения о людях, не только о верующих людях, но и тех, кто ещё вне ограды Церкви Христовой, весьма действенен. Примером этому книга «Несвятые святые»[12], которая много раз переиздавалась и привела к Богу множество людей[13].
Священнику также важно информировать людей о том, что происходит на приходе. Для этого можно делать объявления, развешивать в магазинах и на улицах афиши с приглашениями на богослужения, различные мероприятия, беседы, в детскую воскресную школу и другие[14]. Это также является способом помочь людям найти Христа.
Проповедь в средствах массовой коммуникации
Она занимает особое место в современном душепопечении, ведь телевидение, радио, газеты и журналы пользуются спросом.
Одним из деятельных пастырей, проповедовавших в СМИ, был митрополит Антоний Сурожский, который выступал и по телевидению, и по радио. Благодаря ему многие люди, лишённые живого пастырского слова, могли услышать Благую весть о Христе. Были и есть другие известные пастыри, проповедовавшие и ныне проповедующие в СМИ, например, епископ Василий (Родзянко), Святейший Патриарх Кирилл, протоиерей Димитрий Смирнов, протодиакон Андрей Кураев, А. И. Осипов и другие.
В настоящее время Русская Церковь успешно привлекает для проповеди современные информационные средства. Существуют несколько православных телеканалов: «Союз»[15], «Спас»[16], «Радость моя»[17], «Радонеж»[18], а также православно-ориентированный канал «Царьград»[19]. Каждый из них имеет свою направленность, цели и особенности.Священники участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают христианские позиции по самым различным вопросам
Равным образом существуют и православные радиостанции: радио «Вера»[20], «Радонеж», также епархиальные радиостанции такие как «Воскресение»[21] Екатеринбургской епархии, «Град Петров»[22] Санкт-Петербургской митрополии и другие.
Уже долгое время в Церкви выпускаются журналы «Фома», «Наследник», «Славянка» и многие другие. В отдалённых районах России они становятся одним из немногих способов миссии для живущих там людей и зачастую заменяют труд пастырей, которых там совсем нет.
Проповедь в интернете
Это особый вид современной церковной проповеди. Она может быть самая разная: деятельность священника в социальных сетях, ведение сайта или блога.
Святейший Патриарх Кирилл относит к душепопечительной деятельности качественное ведение интернет-сайтов и страниц в социальных сетях[23]. Однако председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Р, Легойда верно отмечает ― «полагать, что интернет — спасительный инструмент — наивно. Так как центр и основание всего — Евхаристия; жизнь Церкви созидается вокруг Евхаристии. Есть вещи, которые средствами интернета не передаваемы. Мы должны понимать заведомую ограниченность миссии во Всемирной сети»[24].
Согласно рекомендациям священноначалия и запросам людей, проповедь священника в интернете может быть следующей:
· во-первых, это создание и регулярное обновление сайта храма, его страницы в социальных сетях, на которых постоянно публикуются новости приходской жизни, общецерковные новости и миссионерские материалы. При желании возможна организация аудио- или видеотрансляции богослужений для тех, кто не может посетить их по разным причинам;
· во-вторых, создание и ведение священником личной страницы в социальных сетях или блогах, на которой он может выкладывать миссионерские и полезные для души материалы, а также общаться с людьми, давать нужные советы, вести диспуты с сектантами, записывать и выкладывать аудио- и видео-лекции, проповеди для общего обзора. Это основывается на том, что проповеди известных святителей и проповедников записывались с давних времён. Таким образом до нас дошли слова, поучения, беседы святителя Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. Но тогда из-за отсутствия современной техники это делали скорописцы. В наших условиях существуют гораздо лучшие возможности для сохранения в памяти потомков слов известных проповедников;
· в-третьих, священники участвуют в дискуссиях на различных интернет-форумах, где отстаивают христианские позиции по самым различным вопросам.
Однако и здесь есть свои опасности: сильное увлечение интернетом в ущерб другим своим делам и обязанностям, различные искушения для духовной жизни священника, некомпетентность и безответственность в высказываниях, приносящие вред пастве.
Церковное пение
Это совсем необычный инструмент, относящийся к действию слова.Поэтому создание священником хорошего хора в храме является подспорьем в пастырском служении.
Богослужебное пение хора производит на людей огромный эффект[25]. Даже послы князя Владимира, по преданию, побывав на службе в храме Святой Софии, увидев красоту и благолепие храма, услышав пение хора[26], утвердились в выборе Православной веры.
Святые отцы напоминают, что «церковное пение есть молитва и что пение молитв должно совершаться благоговейно для возбуждения к молитве стоящих в церкви». И именно священник отвечает за благообразное пение хора[27]. Певчие должны иметь благочестие[28], понимать, что поют, петь внимательно, воздерживаться от греха и вести христианскую жизнь[29]. В противном случае Господь обратит к служителям храма такие слова: люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15:8-9).
В настоящее время всё чаще на приходах появляются народные хоры, расширяется круг песнопений, которые исполняются народом в храме. Митрополит Питирим (Нечаев) вспоминает, что у его отца, протоиерея Владимира Нечаева весь народ пел службу, и «особенно хорошо пели псалмы»[30]. Именно пение, которое занимает в богослужении достаточное место, формирует среди прихожан благоговейную обстановку для молитвы, способствует лучшему восприятию священных текстов, что необходимо в душепопечении.Священник призван разговаривать с прихожанином не только на церковные темы, но и «о жизни», о его бытовых делах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется внимание
Немаловажный аспект пастырского душепопечения — забота о тех, кто отпал от Церкви. С древних времён святые отцы обличали ереси, писали опровержения против них. Святитель Тихон Задонский приводит следующее сравнение: «Пастухи скотину, от стада отлучившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Христову»[31].
Публичные диспуты
На данный момент проблемой в нашей Церкви является активизация различных сект и неоязычества. В противодействие им создаются центры для помощи людям, попавшим к ним. Одним из способов миссии среди сектантов с помощью слова и являются публичные диспуты с представителями сект и религиозных течений.
Святитель Иоанн Златоуст говорит как надо обличать упорного еретика: «Без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему»[32]. Святитель Филарет Московский подчёркивал, что еретиков, а значит и сектантов, надо в первую очередь обращать с помощью слова, «силой крепкой веры, любви и самопожертвования»[33], а не с помощью административного аппарата. Поэтому известный миссионер протоиерей Олег Стеняев прибегает к помощи диспутов — спокойному собеседованию с сектантами[34]. Такие диспуты записываются на видео и производят впечатление на попавшего в секту, зароняют сомнение в правильности лжеучения.
Иные способы использования слова
В этой статье рассмотрены различные виды проповеди в современном мире. Однако есть ещё некоторые способы пастырского душепопечения, которые также относятся к слову, как инструменту воздействия на душу человека.
Во-первых, согласно опыту современных священников, это участие священника в жизни прихожанина. Священник призван разговаривать с прихожанином не только на церковные темы, но и «о жизни», о его бытовых делах, здоровье жены и детей, ситуации на работе, поговорить о любимых книгах и фильмах, т.к. очень часто человеку больше всего требуется внимание, иными словами священник может стать другом для человека. То же самое относится не только к прихожанину, но и к человеку, который первый раз зашёл в храм или пока только на пути к воцерковлению. Однако здесь есть своя опасность — перейти определённую грань общения с такими людьми, смутить их чем-то, что может привести к разочарованию человека в священнике.
Во-вторых, священник может привлекать духовно образованных мирян для общения с менее воцерковлёнными людьми. Этот способ иногда очень эффективный, т.к. некоторые духовно образованные прихожане, работая в обычной жизни в больницах, школах, на заводах, разговаривают о Боге со своими сотрудниками, подопечными. И их простая беседа иногда намного более действенна, чем общение со священником, который часто не имеет времени, чтобы подробно поговорить с людьми.Слово поддержки или вразумления необходимо и самому пастырю
То же самое происходит и в доме Божьем, когда людей, встречает не священник, а прихожане и работники храма. Зачастую они становятся первыми катехизаторами человека, а значит и должны быть подготовлены к этому со стороны священника.
Иногда священник может поручить попечение о человеке какому-нибудь своему прихожанину. Тот должен быть «старшим братом» для нового прихожанина, помогать ему воцерковляться, отвечать на вопросы, сопутствовать в жизненных делах. Однако здесь священнику нужно быть хорошо уверенным в том, что прихожанин, которому поручена опека, сам имеет неповреждённые знания о Боге и православии.
Священнику и самому требуется подкреплять свою веру, силы, и знания для дальнейшего служения. Поэтому слово поддержки или вразумления необходимо и самому пастырю.
Святые отцы дают следующие советы в этом деле. Святитель Феофан Затворник предлагает подкреплять самого себя Священным Писанием[35]. Святитель Филарет Московский советует взять для себя в качестве врачевания слова Христа, а также избрать себе в качестве врача святого, например, святителя Московского Алексия, «дабы его рукою, то есть, посредством его предстательства и его примера, почерпнуть из слова Христова дух и силу Пастыря»[36]. Это также важный аспект в деле самосовершенствования священника: обращение к святому для поддержки и духовного лечения себя.
Кроме того, для священника может стать необходимым общение со своими собратьями, духовником, архиереем, их совет и поддержка[37]. Архиерей, духовник может по-отечески вразумить, наставить на правильный путь, дать полезный совет; священники — по-братски поддержать. С пастырями-друзьями можно отдохнуть душой и поделиться сокровенным.
Итак, в данной статье рассмотрен важнейший инструмент пастырского душепопечения — слово. Священное Писание предполагает для священника его использование в деле заботы о человеке. Слово было краеугольным камнем для апостолов. Святые отцы при упоминании об инструментах священника, о способах воздействия на душу человека говорят о необходимости проповеди словом. В истории Церкви слово постоянно звучит и в богослужении, и вне его. При опросе современных священников многие говорили о том, что это наиболее используемый ими инструмент пастырского душепопечения.
На основе этих опросов, рассмотрении практик различных священников и приходов были выделены современные разновидности использования слова в душепопечении. Во-первых, это различные виды проповеди, беседы. Во-вторых, это проповедь в письменном виде с помощью книг, приходских вестников, стендов и объявлений. В-третьих, это использование современных возможностей для проповеди: телевидения, радио, интернета. В-четвёртых, это применение менее очевидных форм пастырского душепопечения в рамках наставления словом, таких как организация хорошего церковного хора, проведение диспутов с сектантами и других.
Таким образом, слово является основным применяемым в настоящее время инструментом пастырского душепопечения, однако расхождение слов с делами приводит к негативным последствиям в служении священника. Поэтому взаимосвязь этих двух пастырских инструментов увеличивает возможности священников вести паству к главной цели христианской жизни.
Серафим Алпатов, чтец
выпускник Сретенской семинарии
Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, храм, проповедь, помощь, беседы, СМИ, учреждения.
[1]Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 174.
[2]Тихон Задонский, свт. Собрание сочинений. Т. 5. ― М., 2014. ― С. 105.
[3]Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. Т. 2. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. ― С. 47.
[4]Антоний Сурожский, митр. О миссионерстве //Записала В.И. Матвеева. ― Лондон, 2000. ― С. 4.
[5]Практическое руководство по приходскому консультированию. Учебно-методическое пособие. ― СПб: Logos, 2009. ― С. 5.
[6]Зелененко Александр прот. Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян. ― СПб: Отдел религиозного образования и катехизации, 2006. ― С. 3.
[7]Священники города Москвы призвали «сохранять и традиционные формы просветительской работы, включая выпуск праздничных и тематических листовок, брошюр, а также, где это возможно, приходских газет» (Постановления Епархиального собрания города Москвы от 21 декабря 2015 года. //URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4302252.html/ (дата обращения: 15.03.2016)).
[8]В них приводятся евангельские чтения на этот день, тропарь и кондак праздника, краткая история празднуемого события.
[9]Феофан Затворник, свт. Письма // Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника. ― М: «Даръ», 2008. ― С. 133.
[10] См. там же. С. 133.
[11]См.: Моисеев П. Православная беллетристика: Юлия Вознесенская // URL: http://magazines.russ.ru/sib/2009/6/mo12.html / (дата обращения: 23.03.2017).
[12]См.: Тихон (Шевкунов), архим. «Несвятые святые» и другие рассказы. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря; «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
[13]См.: Свидетельства людей о пользе этой книги // URL: http://www.ot-stories.ru/comments.htm (дата обращения: 13.03.2017).
[14]См.: Серафим (Димитриу), архим., Ангелики Влахаки, Исидор Стамателос «Церковь позаботится о тебе»: храм Святой Марины в Афинах // Тишкун Сергий, прот. Кабанов И. В. Люди Греческой Церкви: Истории. Судьбы. Традиции. ― М.: Никея, 2015. ― С. 113.
[15]ТК имеет религиозные передачи: трансляции богослужений, блоки вечерних и утренних молитв. Но остальные передачи не являются чисто религиозными. См.: Сайт телеканала «Союз» // URL: http://tv-soyuz.ru/aboutchannel (дата обращения: 16.10.2016).
[16]Совмещает как православные, так и культурные программы. Таким образом, считают своей миссией развитие нравственных и патриотических задач (См.: Православные телеканалы URL:// http://sb-v.ru/tv.html/ (дата обращения: 16.10.2016)). См.: Сайт телеканала «Спас» // URL: http://www.spastv.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[17]Позиционирует себя как «Детский семейный образовательный телеканал». В их программе можно найти и мультфильмы, и познавательные детские передачи, а также передачи для семьи. См.: Сайт телеканала «Радость моя» // URL: http://www.radostmoya.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[18]Подобно телеканалу «Спас» не считает себя чисто религиозным по содержанию СМИ, но говорит о том, что является православным по духу. См.: Сайт телеканала «Радонеж» // URL: http://radonezh.ru/tv/ (дата обращения: 16.10.2016).
[19]Этот канал не является сам по себе православным. Они освещают и новости политики, и Церкви, и культуры (Сайт телеканала «Царьград» // URL: http://tsargrad.tv/pervyi-russkij/ (дата обращения: 16.10.2016)).
[20]Многие священники и православные люди слушают радио «Вера» по дороге на работу и обратно. В их программе: чтение дня, православный календарь, т.е. рассказ о святом, программы, посвящённые культуре, музыка, про паломничества, азы Православия, изучение Библии и прочее. См.: Сайт радиостанции // URL: http://radiovera.ru/(дата обращения: 16.10.2016).
[21]См.: Сайт радиостанции // URL: http://www.pravradio.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[22]См.: Сайт радиостанции // URL: http://www.grad-petrov.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
[23]Ср.: Святейший Патриарх Кирилл Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2015 года). ― М., 2016. ― С. 15.
[24]Легойда В.Р. Форум «Пастырское служение и новые медиа: каким путем пойдет Церковь в эпоху цифровых технологий» //URL: http://rublev.com/novosti/pastyrskoe-sluzhenie-i-novye-media--kakim-putem-poidet-tserkov-v-epokhu-tsifrovykh-tekhnologii/ (дата обращения: 15.03.2016).
[25]Хороший миссионерский эффект производит как богослужебное пение хора Сретенского монастыря, так и его концертные выступления.
[26]См.: Повесть временных лет // Перевод Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. ― СПб.: ВИТА НОВА, 2012. ― С. 73.
[27]См.: Иоанн (Максимович), архиеп. Указ клиру и церковным певчим // Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья / Сост. прот. Петра Перекрестова. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С. 540.
[28]См.: Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. VI. О молитве. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010. ― С. 86.
[29]См.: Амвросий Оптинский, прп. Письмо о разумном пении Богу // Собрание писем к монашествующим. ― М.: Директ-Медиа, 2014. ― С. 47.
[30]Питирим (Нечаев), митр. Свет памяти: Слова, беседы, статьи. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. ― С. 287.
[31]Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 765.
[32]Иоанн Златоуст, свт. Творения. ― СПб., 1898. Т. 1. Кн. 2. ― С. 762.
[33]Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. — М. 1999. ― С. 440.
[34]См.: Стеняев Олег, прот. Школа диспута. ― М.: ООО «Три сестры», 2010. ― С. 74.
[35]Феофан Затворник, свт. Понедельник. Седмица 19-я по Пятидесятнице // Мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. ― М.: Правило веры, 2009. ― С. 280.
[36]Филарет Московский, свт. Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную// Сочинения в пяти томах. Т. 3. ― М: Новоспасский монастырь, 2006. ― С. 395.
[37]Филарет Московский, свт. Мысли и изречения // Мудрые советы святителя Филарета Московского. ― М., 1999. ― С. 416.
Автор: Серафим Алпатов
Картинка для анонса: Array
Количество показов: 27042
Теги: