О подавлении уныния

Московская Сретенская  Духовная Академия

О подавлении уныния

630



Грех уныния – это духовное состояние, при котором человек теряет интерес к жизни и своим обязанностям, становится пассивным и апатичным. Этот грех часто связан с отчаянием, когда человек чувствует, что не может изменить свою жизнь или мир вокруг себя.

Уныние, или упадок духа, представляет собой противоположность христианскому мужеству и является результатом чрезмерного самолюбия и страха перед трудностями. Это добровольное расслабление препятствует исполнению обязанностей и практике добродетели. Причины уныния включают недостаточное знание и недооценку нравственного блага, ложное убеждение в трудности добродетели, отчаяние в своих силах и божественной помощи, а также чрезмерную любовь к удовольствиям и страх перед неприятностями. Уныние может также быть вызвано расстройствами нервной системы, физической слабостью, вялым темпераментом, расслаблением сердца, естественной робостью и мнительностью, чрезмерным количеством и тяжестью дел, утомлением души и тела, а также чрезмерной рассеянностью и привязанностью к земным вещам.

Чтобы преодолеть грех уныния, необходимо искать поддержки и помощи у ближних, молиться и обращаться к Богу, стараться находить смысл и цель в жизни, совершать добрые дела и следовать моральным принципам.

Из чувственного самолюбия, и особенно от неумеренного страха трудностей или неприятностей, происходит уныние, совершенно противоположное христианскому мужеству. Уныние есть упадок духа, произвольное расслабление, прекращающее всякую деятельность в исполнении обязанностей и упражнение в добродетели.

Особенные источники, из которых уныние происходит, суть:

• несовершенное знание и малая оценка нравственного блага;

• ложное убеждение в большой трудности добродетели;

• крайняя ненадеянность на свои силы и на помощь Божию;

• чрезмерная любовь удовольствий, удобств жизни, покоя и, напротив, чрезмерный страх неприятностей.

Иногда уныние происходит и от расстройства нервов, слабости телесной (ипохондрии, меланхолии); от вялости темперамента; от расслабления сердца; от природной боязливости и мнительности; от чрезмерного множества и тяжести дел; от утомления души и тела; от чрезмерной рассеянности и привязанности сердца к земным вещам.

Свойство уныния, или свойство унылого человека, в Священном Писании обозначается именем душевной теплоты. Это смесь холодного и горячего, добра и зла, противная Богу (см. Откр. 3, 15). Теплый человек представляется и под образом дерева, не приносящего плодов, и под именем ленивого, лукавого раба, по лености скрывшего талант в землю без употребления (см. Мф. 3, 10; 7, 19; 25, 27–30). Нрав его можно изобразить такими словами: ленивый хочет и не хочет. Пожелания убивают ленивого, ибо руки его не хотят делать что-нибудь — весь день только желает, похотствует (см. Притч. 13, 4; 21, 25). Ленивый многого желает, многое предполагает, пожелания его ослабевают, намерения не выполняются на деле. Потому ленивый много добрых дел опускает, мало доброго и почти ничего вполне хорошо не делает, а делает или другое, или с другою целью, другим образом, в другое время, нежели как должно делать; или что делает, то делает медленно, неохотно, небрежно, вяло и тем дело портит.

Степени этого порока: не хотеть преуспевать в добре, добродетели, или быть нерадивым, по обязанности ничего не делать в совершенстве; обязанности меньшей важности часто опускать, о малых грехах мало заботиться; по страху трудности отчасти или вовсе пренебрегать даже важными обязанностями; оставить заботу об исправлении себя, отчаиваться в преуспеянии, в добре и исправлении нравов или, по крайней мере, откладывать от одного времени до другого.

Итак, к пороку уныния относятся: беспечность, или порок, по которому мы избегаем всякого труда и напряжения сил; любовь к покою, удобству, по которой боимся всего трудного или что соединено с неудобством, требует большого напряжения сил и оставляем дело; празднолюбие, или порок, по которому мы ничего или, по крайней мере, не то делаем, что следует, и не так, как должно. Все это противно христианской любви, которая радуется о добре, жаждет правды, всегда делает правильно и стремится к большему совершенству.

Вредные действия уныния:

• холодность к добродетели и людям;

• негодование и зложелательство против тех, которые понуждают что-нибудь делать, увещевают, исправляют худое;

• малодушие, или совершенная ненадеянность на свои силы и на помощь Божию в исполнении обязанностей;

• вялость, или расслабление духа, нерадение, небрежность в исполнении обязанностей;

• рассеянность души по внешним предметам, которые льстят чувствам, страсть к театрам, зрелищам, увеселениям, играм, к пустой болтовне, забавам;

• отчаяние, по которому человек, отчаиваясь в исправлении нравов, в достижении добродетели и спасения, оставляет и заботу о спасении. Средствами против уныния могут быть:

• размышление о последних событиях: смерти, Страшном Суде, вечном мучении в аде, о Царстве Небесном, о кратковременности, суетности настоящих вещей, благ или неприятностей, о высокой важности нравственного блага и о вечной награде;

• воспоминание о том, что Бог присутствует при нас, помогает в добром и воздает каждому по делам;

• размышление о том, как Спаситель и святые угодники переносили много трудностей для добродетели и небесных благ, а люди мирские — для приобретения земных, суетных благ;

• заботливость и о малом в деле добра, избежании зла. Ибо кто верен в малом, тот будет верен и в большом; а кто пренебрегает малым, тот мало-помалу упадет (см. Лк. 16, 10; Сир. 19, 1);

• усердие в занятии религиозными предметами, ежедневное возобновление намерения трудиться для добродетели и спасения и понуждение себя к этому страхом смерти, которая, может быть, ныне придет и застанет нас неготовыми к переходу в вечность, — надобно же потрудиться для своего спасения, пока есть время;

• полезно соблюдение порядка в исполнении своих дел; надобно делать не всегда одно и то же, не слишком долго, не больше, нежели сколько можно правильно сделать, и не слишком разнообразное; распределяй время и всякому времени назначай свое приличное дело; не откладывай надолго никакого полезного дела, а делай, как только можешь; ничего не делай с небрежностью и все делай только с доброй целью — лучше делать немного, да хорошо, нежели много кое-как, небрежно; старайся лучше делать одно за другим, и прежде то, что находится под руками, нежели очень многое вместе или в превратном порядке;

• особенно надобно вооружиться терпением, преданностью воле Божией, частой молитвой о помощи; после молитвы можно заняться чтением назидательных книг, рукоделием, как научил святого Антония Великого ангел, явившийся ему в виде монаха для научения, как прогнать уныние; иногда полезно войти в общение и собеседование с человеком, опытным в духовной жизни: благовременное посещение такого человека и беседа с ним в меру, без празднословия, прогоняет уныние, доставляет большое облегчение, придает силы и усердия к подвигам благочестия.


Книгу епископа Петра (Екатериновского) – «Указание пути ко спасению: опыт аскетики» можно найти в магазине «Сретение» по адресу: г. Москва, ул. Лубянка, 17, стр. 1.

 


КУПИТЬ КНИГУ