«Возлюби прекраснейший пост»

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Возлюби прекраснейший пост»

684



Святитель Василий Великий:

Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранех совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию. 

Преподобный Ефрем Сирин:

Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо.

*

Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. 

*

Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что ангелы в каждой церкви записывают постящихся.

*

Пей воду из ручья, чтобы напоила тебя водами своими эдемская река. Питайся древесными листьями, чтобы вкусить тебе плодов древа жизни.

*

Для чего умерщвляешь тело свое постом, томишь душу свою голодом и жаждою, если не приемлешь с любовию брата своего, против которого во внутренности своей имеешь гнев и ненависть? Ни молитва твоя, ни пост твой нимало не помогут тебе, пока не сделаешься совершенным в любви и уповании веры.

Святитель Иоанн Златоуст:

Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости.

*

Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды.

*

Посты установлены ради того, чтобы мы воздерживались от изнеженности и обретались готовыми для милосердия; если кто не делает этого, то труды его тщетны.

*

Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил тебя от смерти, спас тебя от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного.

*

Потому ты и воздерживаешься от снедей, чтобы тебя питал Дух, и удаляешься от телесных яств, чтобы исполниться духовных приношений.

*

Один только пост не вводит на небо, если не имеет своей сестры – милостыни, потому что она соединена с ним, и между ними не только братские и тесные отношения, но милостыня служит даже опорою поста.

*

Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.

*

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел; не завидуй никогда брату, не питай ни к кому ненависти. Ты постишься? Не предавайся тщеславию.

*

Если постишься, возлюбленный, окажи участие бедному, одень нагого, отри слезы вдовицы, утешь плачущих сирот. Если имеешь достаток, помоги; если не имеешь, то по крайней мере не похищай чужого.

*

Какая польза в посте, когда душа исполнена лукавства, когда обвиняете других, когда осуждаете их, сами имея бревна в глазах своих, и все делаете для того, чтобы показать себя? Хлеба не есть, а гневом опьяняться? Какая польза изнемогать от поста и злословить ближнего?

*

Ты не согрешил – поэтому постись, а согрешил – и поэтому постись; постись также, чтобы не грешить и чтобы пребыть в том, что ты приобрел.

Преподобный Исаак Сирин:

Пост – ограждение всякой добродетели, начало борьбы, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и благоразумия, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел.

*

Пост с рассудительностью – обширная обитель для всякого добра.

Преподобный Варсонофий Оптинский:

От невоздержания всякое зло происходит. Пост возбуждает к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты.

Преподобный Амвросий Оптинский:

Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16: 16). Дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, «имже Бог – чрево и слава – в студе их» (Флп. 3: 19). И в псалмах сказано: «Заблудиша от чрева» (Пс. 57: 4).

*

Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, – излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.

Святитель Феофан Затворник:

Вы все возитесь со своим пощением грошовым. Ну, делайте так, как задумали: только не считайте сего важным. Важно внимание к движениям сердца и очищение их покаянием всякую минуту. Сие паче творите. При сем Господа зреть и в памяти смертной быть – се важные дела!

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Грехом считают съесть, даже по немощи своей телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают или осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христа, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Не внутренние ли скляницы и блюда надо очистить, чтобы внешнее было чисто? Не в помощь ли внутренней добродетели дается наружный пост?

Подготовила Александра Калиновская