Дистанционное обучение

Московская Сретенская  Духовная Академия

Дистанционное обучение

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 г. №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», с учетом рекомендаций Учебного комитета Русской Православной Церкви, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), минимизации рисков для здоровья обучающихся и работников Академии с 23 марта 2020 г. Сретенская духовная академия временно переходила на обучение исключительно с использованием дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ всех уровней.

Для организации и реализации учебного процесса онлайн преподавателям было рекомендовано использовать платформу Mirapolis, позволяющую обучающимся слушать лекции, работать на семинарах, получать индивидуальные и групповые консультации; использовать для самостоятельной работы ссылки (сформированные преподавателями) на информационные источники (электронную библиотеку Академии, ЭБС «Университетская библиотека Онлайн», лекции преподавателей и другое), выполнять групповые работы онлайн (с помощью Google сервисов), выполнять задания и отправлять их на проверку преподавателям, проходить тестирование, участвовать в опросах; получать рецензии на выполненные задания, получать информацию о своей успеваемости и т.д.

Доступ к информационно-образовательным сервисам получили все студенты и более 50 преподавателей.

Учебные занятия обучающихся проводились в форме вебинаров (в режиме реального времени осуществлялись онлайн-встречи и совместная работа через Интернет) согласно расписанию.

Руководством Академии был предусмотрен переходный период для актуализации информации и электронных курсов, размещенных в электронной образовательной среде Академии, и возможности ведения образовательного процесса в дистанционном режиме.


Нормативные документы

Электронные библиотечные системы

Сретенской духовной академией рекомендовано использование электронной библиотечной системы Академии, а также электронных библиотечных систем, с которыми заключены договоры.

Сопровождение и информирование обучающихся и преподавателей по вопросам реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Для использования ресурсов системы дистанционного обучения Mirapolis преподавателям и студентам для ознакомления направлены соответствующие инструкции.

Актуальные инструкции для преподавателей:

  1. «Как работать в Mirapolis»: https://youtu.be/TIq7o3QR2yk

  2. Основные элементы: https://youtu.be/BcBFp2OYt4Y

  3. Видеоконференция: https://youtu.be/SQiF958z14c

  4. Ресурсы: https://youtu.be/wGzuLrfglLc

Актуальные инструкции для студентов:

  1. Как зайти в Mirapolis: https://www.youtube.com/watch?v=xOhXPie0EjA

  2. Как загрузить презентацию: https://www.youtube.com/watch?v=lMRB6IFZniQ

  3. Роль спикера: https://www.youtube.com/watch?v=qtLpkQiWBxU

  4. Интерфейс Mirapolis: https://www.youtube.com/watch?v=HmqdyMRvXsU

Контактные лица для оперативного решения вопросов:

  • по организации учебного процесса – помощник проректора по учебной работе Дмитрий Владимирович Дементьев, номер телефона: +7 (906) 767-72-38.

  • по функционированию системы дистанционного обучения Mirapolis – послушник Федор (Немец), номер телефона: +7 (925) 270-43-27.

Горячая линия для оперативной поддержки образовательных организаций:

  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, номер телефона: +7 (495) 198-00-00, сайт http://keep-learning.globaluni.ru/

Порядок проведения итоговой / государственной итоговой аттестации в дистанционном формате

Настоящий Порядок предусматривает пошаговую инструкцию проведения итоговой / государственной (в аккредитованных образовательных организациях) итоговой аттестации с использованием дистанционных технологий.

Технические рекомендации по организации итоговой аттестации с использованием дистанционных образовательных технологий 

  1. Платформа для решения задач – ZOOM (www.zoom.us). Конференции ZOOM позволяют одновременно участвовать в проведении экзаменов и защит ВКР студентам, всем членам комиссии и представителю Учебного комитета. Подробная инструкция по установке и настройке со скриншотами

  2. Участникам конференций (членам комиссии и студентам) необходимо также установить на личных компьютерах и ноутбуках приложение ZOOM (Клиент Zoom для конференций).

  3. Использование студентом приложения ZOOM для участия в итоговой аттестации на планшете или телефоне допускается только в случае отсутствия доступа к компьютеру или ноутбуку.


Примерная схема проведения защиты выпускной квалификационной работы:


  1. Учебным заведением накануне защиты (не позднее 12.00 предыдущего дня) создается конференция.

  2. Приглашения в нее направляются всем участникам мероприятия, включая Учебный комитет. За неделю до защит в Учебный комитет направляются и остальные материалы (диплом, рецензия, отзывы, полный отчет из системы проверки “Антиплагиат” и пр. в соответствии с Регламентом). 

  3. Выпускные квалификационные работы студентов могут быть высланы членам комиссии для предварительного ознакомления с работами.

  4. За 15 минут до начала защиты организатору с аккаунта академии необходимо начать конференцию. Для легитимного проведения экзамена необходимо присутствие не менее 2\3 членов комиссии (при минимальном количестве членов комиссии 5 человек), включая Председателя, а также секретаря комиссии. Представителю Учебного комитета сообщаются сведения о присутствующих членах комиссии (должность, сан, ФИО).

  5. Представители Учебного комитета традиционно участвуют в дистанционном контроле защит ВКР, в соответствии с утвержденным Регламентом.

  6. Перед началом защит нажимается кнопка “Запись” на компьютер или в “облачную запись”. Запись ведется полностью, включая обсуждение результатов и их объявление.

  7. В утвержденное время в конференцию приглашается все студенты с отключенным звуком.

  8. Защита проводится в традиционной форме. 

  9. Рекомендуемые временные рамки: 10 минут выступление студента, 15 минут выступление научного руководителя, рецензента и дискуссия.

  10. После ответа студент отключает свой звук.

  11. После ответа всех студентов комиссия проводит онлайн-совещание и выставляет оценки, в этот момент студенты отключаются от конференции.

  12. В заранее назначенное время все студенты снова подключаются к конференции для объявления им результатов защит.

  13. Ведомости и протоколы подписываются секретарем комиссии после согласия членов комиссии в процессе обсуждения результатов.

  14. Заполненные ведомости и протоколы направляются в Учебный комитет.


Учитывая рекомендации Святейшего Патриарха Кирилла по проведению итоговой аттестации в 2019/2020 учебном году в форме собеседования в пределах программы итоговой аттестации, предлагалась следующая примерная схема проведения итогового / государственного экзамена:

  1. Учебным заведением накануне экзамена (не позднее 12.00 предыдущего дня) создается конференция.

  2. Приглашения в нее направляются всем участникам мероприятия, включая Учебный комитет.

  3. За 15 минут до начала экзамена организатору с аккаунта академии необходимо начать конференцию. Представителю Учебного комитета сообщаются сведения о присутствующих членах комиссии (должность, сан, ФИО).

  4. Представители Учебного комитета традиционно участвуют в дистанционном контроле экзамена, в соответствии с утвержденным Регламентом.

  5. Перед началом экзамена организатором нажимается кнопка “Запись” на компьютер или в “облачную запись”, запись ведется полностью, включая обсуждение результатов и их объявление.

  6. Подключение и регистрация студентов осуществляется секретарем комиссии. Секретарь добавляет студента в конференцию, устанавливает посредством видеосвязи личность студента (может потребоваться предъявление документа, удостоверяющего личность). Отсутствие технической возможности, а также любые технические неполадки, возникшие в процессе подготовки студента к ответу (отключилась камера, выключался звук, неустойчивое соединение с Интернетом и др.), рассматриваются комиссией отдельно. По итогам рассмотрения указанных вопросов комиссия может принять решение о продолжении студентом аттестационного испытания или о переносе аттестационного испытания для указанного студента. Дата переноса сообщается студенту дополнительно секретарем комиссии не ранее завершения аттестационного испытания.

  7. В утвержденное время в конференцию приглашается студент для ответа. О распределении выпускников по подгруппам для сдачи экзамена одной из двух комиссий и очередности их ответов сообщалось дополнительно.

  8. После подключения студента к zoom-конференции секретарь комиссии сообщает ему номера экзаменационных вопросов с использованием генератора случайных чисел на демонстрируемом для всех участников экране (функция «демонстрация экрана» в Zoom).

  9. Рекомендуемое общее максимальное время ответа студента 20-30 минут.

  10. После ответа студент отключается от конференции и происходит подключение следующего отвечающего (желательно организовать его присутствие в «окне ожидания» за 5 минут до конца ответа предыдущего отвечающего).

  11. В случае обнаружения использования сторонних источников информации студент отправляется на переаттестацию.

  12. После ответа всех студентов комиссия проводит онлайн-совещание и выставляет оценки.

  13. В заранее назначенное время все студенты снова подключаются к конференции для объявления им результатов экзамена.

  14. Ведомости и протоколы подписываются секретарем после согласия членов комиссии в процессе обсуждения результатов.

  15. Заполненные ведомости и протоколы направляются в Учебный комитет.