«Искусственный интеллект — болевая точка, над которой нужно работать». Интервью со священником Александром Волковым

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Искусственный интеллект — болевая точка, над которой нужно работать». Интервью со священником Александром Волковым

1899



Иерей Александр Волков, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, председатель Информационной комиссии Московской городской епархии, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» — модератор секции «Образ Божий — сознание — интеллект» Международной конференции «Бог — человек — мир», которая недавно прошла в Сретенской семинарии. Отец Александр рассказал, чему была посвящена секция и о вызовах, связанных с искусственным интеллектом.

Отец Александр, чему посвящена Ваша секция?

Секция посвящена проблематике искусственного интеллекта и тому, насколько Церковь сейчас, с одной стороны, готова отвечать на те вызовы, которые ставит перед ней развитие современной науки и техники, и с другой — рецепции Церковью взгляда ученых и философов на то, что сейчас подразумевается под понятием «искусственный интеллект».

Нам, как Церкви, сейчас принципиально важно разобраться на какую-то довольно длительную перспективу вперед, что для нас в отношении искусственного интеллекта является проблемой, а что является надуманными страхами. Мы реально должны понимать те опасения, которые высказывают православные христиане относительно этой темы. Внутри Церкви до последнего времени не было не только мнения, но и общего понимания того, о чем мы говорим.

Несколько лет назад внутри Межсоборного присутствия была сформирована рабочая группа по этой теме. Также в разных других церковных институциях тема развития технологий тоже стала разрабатываться. В том числе и на базе Сретенской семинарии проходит сегодня эта конференция, в которой важной составляющей является тема искусственного интеллекта. И это, конечно, говорит о том, что сейчас Церковь пытается понять эту проблематику и решить, как дальше со всем этим быть. Повторю, тема очень сложная, тема, требующая очень внимательного, неспешного рассмотрения.

Из тех докладов, которые мы услышали, мы понимаем, что, с одной стороны, нам еще требуется время, для того чтобы во всём разобраться. С другой стороны, часто мы в общем и целом боимся совсем не того, что представляет из себя угрозу. 

Из тех докладов, которые прозвучали, для себя лично Вы какие-то очертания ответов увидели? Или, может быть, даже получили конкретные ответы на вопросы?

Скорее, какие-то подтверждения о том, что уже раньше было как-то сформулировано и где-то высказано различными исследователями. Сам по себе искусственный интеллект пока что не представляет для человека угрозы. Риски связаны с самим человеком, который в этот искусственный интеллект закладывает те или иные условия. И эти условия уже сейчас часто являются нравственно окрашенными.

Об этом говорят и светские ученые, исследователи, бизнесмены, которые занимаются искусственным интеллектом. Эта тема сейчас — та болевая точка, над которой нужно работать. Потому что именно от того, как будет сформулирована задача для машины, будет зависеть в свою очередь то, как задачу будет машина обрабатывать.

Другая очень важная тема заключается в том, что во многом искусственный интеллект — это плод коммерциализации. В нем заинтересованы в большей степени всякие бизнес-сообщества.С большой долей вероятности можно сказать, что искусственный интеллект не будет до тех пор представлять из себя реальной и самостоятельной опасности, покуда он является частью бизнеса. Пока здесь работают деньги, а именно сейчас они и работают, до тех пор, пока это так, до тех пор, пока этот виртуальный цифровой золотой телец доминирует над всем, — всё это в общем и целом не так страшно, потому что это просто деньги, грубо говоря.

Но как только эта вся тема будет управляться не бизнес-структурами, а теми или иными властями, интерес которых заключается не в увеличении прибыли, а в контроле и управлении человеческими сообществами, то вот тогда это и будет представлять опасность серьезную, существенную. 

Что делает Церковь, чтобы находить ответы на эти актуальные вопросы?

Мы сейчас, скажем так, в процессе первоначальном. Мы разбираемся с этой темой, ищем не столько ответы на вопросы, сколько понимание того, на что нужно отвечать, а что является скорее мифами и ложными представлениями по этой теме.

Поэтому нужно еще какое-то время. Тема очень большая и многогранная, чтобы нам начать думать над тем, каков должен быть ответ Церкви и в чем он должен заключаться. На это есть Межсоборное присутствие — чтобы думать, общаться, размышлять, спорить и через все формы диалога приходить к какому-то мнению, которое затем будет предложено церковной полноте для рецепции.