В Сретенской семинарии открылась Международная конференция «Бог — человек — мир»

Московская Сретенская  Духовная Академия

В Сретенской семинарии открылась Международная конференция «Бог — человек — мир»

949



2 марта в Сретенской духовной семинарии начала работу Международная научно-богословская конференция «Бог — человек — мир». Конференция посвящена богословским, философским и этическим аспектам внедрения передовых технологий в жизнь человека. Цель конференции — выстроить взаимодействие ученых, богословов и философов в решении актуальных гуманитарных проблем.

Со вступительным словом к участникам конференции обратился председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, и.о. ректора Сретенской духовной семинарии протоиерей Максим Козлов:

«Мне с этой трибуны говорить и сложно, и просто. Сложно, потому что я не ощущаю себя на том уровне компетенции и подготовленности, как докладчики, которых мы сейчас будем слушать. С другой стороны, как член Русской Православной Церкви, как православный христианин, я хочу услышать если не ответ, то постановки вопросов и подходы к тем проблемам, которые волнуют нас всех сейчас в чрезвычайной мере. Проблема искусственного интеллекта, сознания, соотнесения их с образом Божиим в человеке встала как никогда остро в связи с развитием новых технологий».

Проблема антропологии становится актуальнейшей из проблем. В ее сферу проникает идеология трансгуманизма. Об этой проблеме также сказал ректор в своем выступлении:

«С этим одновременно связана и проблема трансгуманизма — той общественной и философской концепции, которая в широком смысле говорит о качественном улучшении тела человеческого, которое фактически станет этапом нового витка эволюции. Наука и технологии позиционируются как способные дать современному человеку вступить на следующую ступень своего развития. На этой ступени он будет избавлен от многих страданий, включая болезни и в целом смерть. Научный иммортализм (то есть стремление максимально отсрочить смерть при помощи достижений науки) часто декларируется как одна из целей и важнейших черт трансгуманизма.

Как мы соотнесем это с христианской антропологией? С иным пониманием бессмертия, которое дано нам в Божественном откровении и которое для нас, христиан, является непреложным».

Ряд вызовов продолжают проблемы гендерной тождественности, новой этики и воздействия медиасреды на человека. Отец Максим выразил надежду на то, что ученые и богословы смогут совместными усилиями сформулировать ответы на новые вопросы:

«Надеюсь, что наша конференция, на которой будут собраны в свободной академической дискуссии люди компетентные и на протяжении многих лет изучающие вопросы, озвученные выше и сопредельные с ними, станет некой антитезой этого принудительного единогласия, которое навязывается сторонниками как гуманизма, так и новой этики».

Конференцию готовили в условиях особой сложности — учитывая ограничения, связанные с пандемией. Отец Максим очертил масштабы мероприятия:

«Мы очень рады тому, что на приглашение выступить на нашей конференции откликнулись ученые и богословы из других стран и континентов. На наших сессиях выступят, помимо многочисленных докладчиков из России, представители 7 государств: Франции, Англии, США, Украины, Белоруссии, Сербии, Черногории. Прозвучит около 70 докладов, которые, надеюсь, обогатят нас новым пониманием текущих проблем и помогут в их осмыслении и решении».

В завершение своей речи ректор семинарии пожелал участникам конференции взаимопонимания, плодотворного сотрудничества и помощи Божией в дни работы конференции.

Протоиерей Максим передал слово председателю Издательского Совета Русской Православной Церкви, председателю комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту.

Владыка начал свое выступление с мысли о том, что технологический прогресс содержит в себе духовную опасность. Перед человечеством встают проблемы, связанные с разработкой и внедрением технологий, имитирующих, а по скорости и объемам обработки информации многократно превосходящих возможности человека. Митрополит Климент отметил вызовы, связанные со свободой выбора и глобальным контролем со стороны информационных технологий.

Реальная опасность возникнет тогда, когда машина начнет осознавать себя. Сегодня это невозможно, поскольку алгоритм программирует человек. Он может предоставить право альтернативного выбора машине. Машины не знают милосердия, свободой выбора Бог наделил только человека.

Митрополит Климент рассказал также об опасностях, связанных со сбором личных данных, цифровой дисциплиной, повсеместным использованием систем видеонаблюдения. «Сбор данных в современном мире подобен сбору пошлины мытарям во времена земной жизни Христа», — отметил владыка.

В завершение выступления владыка предложил участникам конференции сформулировать список опасений, которые видят в развитии искусственного интеллекта православные христиане. Есть много ложных страхов и переживаний, связанных с мифологизацией темы, а есть реальные вопросы, на которые необходимо формулировать ответы.

Следующим выступил академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор МГУ Владимир Бетелин с докладом на тему «Формирование в общественном сознании культа тельца». В выступлении Владимир Борисович уточнил, что речь о культе цифрового тельца. По мнению ученого, в наше время развивается культ поклонения технологиям, который поддерживается международными корпорациями, создающими информационные технологии. Корпорациям нужна прибыль, а значит, нужно, чтобы люди потребляли как можно больше контента, информации.

Не нужен человек образованный. Поклонник цифрового культа преимущественно живет в виртуальном мире, ему не требуется много запоминать, анализировать — интернет дает готовые ответы и рецепты. Основные выгодополучатели от развития этих технологий — 4 международные интернет-корпорации. В таких условиях нелегко справедливо распределить выгоды. Технологические компании ставят на первое место выгоду и формируют общество цифрового потребления. По мнению Владимира Бетелина, для борьбы с культом необходимо на первое место поставить человека, а не получение выгоды. Цифровой культ — вызов для современного человечества.

Александр Кудрявцев, член-корреспондент РАН, директор Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, доктор биологических наук, выступил с докладом «Живая природа и биотехнологии». Александр Михайлович рассказал о развитии генетики и селекции, развитии биотехнологий и обозначил вызовы, которые возникают в этой сфере.

Развитие технологий позволяет бороться со многими вызовами, которые ставит перед людьми время. Промышленные биотехнологии способствуют разработке новых антибиотиков, вакцин и ферментов; биомедицина разрабатывает новые способы лечения, в том числе рака и вирусных заболеваний. В сельском хозяйстве возникают технологии, которые помогают бороться с проблемой голода. Биотехнологии могут быть полезны и в других сферах.

Однако, по словам Александра Михайловича, есть и опасности — в первую очередь они связаны с разработкой синтетических биотехнологий. Важной проблемой являются моральные аспекты применения биотехнологий и этические вопросы по многим другим направлениям. По мнению ученого, ответы на эти вопросы должны быть сформированы в том числе на проходящей конференции.

На пленарном заседании также выступили: митрополит Нежинский и Прилукский Климент с докладом о тайнах сознания, священник Сергей Кривовичев с докладом «Умозрительные научные конструкции в массовом сознании: невидимые миры современной физики и их теологический анализ». Пленарное заседание завершил доклад Жана-Клода Ларше, который прочитал проректор по научно-богословской работе Сретенской семинарии протоиерей Вадим Леонов. Тема доклада — «Границы светского трансгуманизма и христианское предложение подлинного трансгуманизма».

На пленарном заседании обозначили основной ряд вопросов и проблем, на которые участники конференции должны попытаться сформировать ответы в ходе конференции. По завершении двух сессий пленарного заседания участники разделились по секциям. Работа конференции разделена на несколько направлений:

1.        Образ Божий — сознание — искусственный интеллект. 

2.        Природа человека: возможности и границы ее модификации. 

3.        Перспективы и опасности трансгуманизма. 

4.        Гендерная идентификация: Божественные замыслы и человеческие возможности. 

5.        Медиасреда: искушение — манипуляция — просвещение.

В конференции принимают участие ученые из Российской академии наук, вузов и духовных семинарий России и других стран. Конференция проводится на базе Сретенской духовной семинарии, при поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Конференция должна стать ежегодной. Видеозапись лучших докладов будет размещена на сайте семинарии и на YouTube-канале Сретенской семинарии.