Новый перевод великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть I — понедельник первой седмицы Великого Поста

Московская Сретенская Духовная Семинария

Новый перевод великого покаянного канона святого Андрея Критского. Часть I — понедельник первой седмицы Великого Поста

555



ПЕСНЬ ПЕРВАЯ

Ирмос: Помощником и покровителем Он стал мне ради моего спасения; это мой Бог, и я прославлю Его, Бог отца моего, и я превознесу Его, ибо Он славно прославился.

Откуда начну я оплакивать деяния своей жалкой жизни? Какое начало положу, о Христос, нынешней скорбной песни? Но Ты, как милосердный, дай мне оставление прегрешений.

Иди сюда, несчастная душа, вместе с твоею плотью, исповедайся Творцу всего, воздержись, наконец, от прежнего безрассудства и принеси Богу покаянные слезы.

С первозданным Адамом посоревновавшись в преступлении, я увидел себя лишенным Бога и вечного Царства и наслаждения за мои грехи.

Увы, несчастная душа! Почто уподобилась ты первой Еве? Худо посмотрела ты и была жестоко уязвлена, прикоснулась ты к дереву и опрометчиво вкусила ненадлежащей пищи.

Вместо осязаемой Евы предстала мне Ева мысленная – во плоти страстный помысел, показывающий сладостное и всегда насыщающий меня ядовитой пищей.

Достойно из Эдема изгнан был Адам, как не сохранивший единственную Твою, Спаситель, заповедь; что же тогда будет со мной, постоянно отвергающим Твои животворные слова?

Троице:

Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как милосердная, дай мне слезы умиления.

Богородице:

Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.


ПЕСНЬ ВТОРАЯ

Ирмос: Внимай, небо, и я буду говорить, и воспою Христа, от Девы плотью пришедшего.

Внимай, небо, и я буду говорить; земля, слушай глас, кающийся Богу и воспевающий Его.

Внимай мне, Боже, как милосердный, милостивым Твоим оком и прими мое горячее исповедание.

Согрешил я сильнее всех людей, один согрешил пред Тобою; но, о Спаситель, Ты пожалей, как Бог, творение Твое.

Изобразив моих страстей безобразие сластолюбивыми стремлениями, испортил я ума красоту.

Буря зла меня охватывает, но милосердным мановением Ты, как Петру, и мне руку помощи протяни.

Осквернил я плоти моей хитон и замарал, о Спаситель, то, что по образу и по подобию.

Омрачил я души красоту страстными наслаждениями и весь ум целиком в прах обратил.

Разорвал я первую свою одежду, что исткал мне Творец изначально, и потому лежу наг.

Облекся я в рваный хитон, что исткал мне змий своим советом, и вот – стыжусь.

Слезы Тебе, милосердный Христос, как блудница, и я предлагаю; смилуйся надо мною, Спаситель, по добросердечию Твоему.

Посмотрел я на красоту растения и прельстился умом, и потому лежу наг и стыжусь.

Строили мне козни все начальники страстей, продолжая против меня беззаконие свое.

Троице:

Единого в трех Лицах, Тебя, Бога всех, воспеваю: Отца, и Сына, и Духа Святого.

Богородице:

Пречистая Богородица Дева, единая всехвальная, моли усердно о том, чтобы нам спастись.


ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь.

Огонь от Господа, о душа, дождем пролив, Господь когда-то сжег землю Содома.

В гору, как тот Лот, душа, убегай, и заблаговременно укрывайся в Сигоре.

Беги от пожара, душа, беги от сожжения Содома, беги от уничтожения в божественном пламени.

Согрешил пред Тобою один я, согрешил больше всех; о Христос Спаситель, не презри меня!

Ты Пастырь Добрый: отыщи меня, агнца, и не пренебреги мной, заблудившимся.

Ты сладкий Иисус, Ты Создатель мой! Тобою, Спаситель, я оправдаюсь.

Признаюсь Тебе Спаситель: согрешил я, согрешил пред Тобою, но отпусти мне грех, прости, как Милосердный.

Троице:

О, Троица-Единица, Боже! Спаси нас от заблуждения, от искушений и от неблагоприятных обстоятельств.

Богородице:

Радуйся, Бога вместившее чрево, радуйся, престол Господень, радуйся, Матерь Жизни нашей.


ПЕСНЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Ирмос: Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и убоялся, ибо предстояло Тебе родиться от Девы и явиться людям, и сказал он: «Услышал я слух о Тебе, и убоялся». Слава силе Твоей, Господи!

Дел Своих не презри, создание Свое не оставь, праведный Судия. Хоть я один и согрешил, как человек, более всякого человека, Человеколюбец, но Ты, как Господь всех, имеешь власть отпускать грехи.

Приближается конец, о душа, приближается, а ты не задумываешься, не готовишься; время на исходе, восстань: близко при дверях Судия; как сон, как цветок, время жизни бежит, что мы всуе мятемся?

Протрезвись, о душа моя, дела твои, что содеяла, взвесь, и приведи их пред очи твои, и слез твоих капли пролей, скажи откровенно Христу про дела и мысли и оправдайся.

Нет в жизни греха, ни деяния, ни порока, в которых бы я, Спаситель, не погрешил, умом и словом, и произволением, и расположением, и умонастроением, и делом согрешив, как никто иной когда-либо.

Поэтому и осужден, поэтому и обвинен был я, несчастный, своею совестью, мучительнее которой ничего нет в мире; Судия, Избавитель мой и Поручитель, пощади, избавь и спаси меня, раба Твоего.

Лестница, которую видел в древности великий между патриархами, является, о душа моя, примером деятельного пути и гностического восхождения; так что, если желаешь проводить жизнь деятельную и гностическую, и созерцательную, обновись.

Зной дневной терпел по бедности патриарх, и мороз ночной переносил, каждый день кражи совершая, пася, дерясь, рабски служа, чтобы с двумя женами сочетаться.

Двух жен понимай как деятельность и гнозис в созерцании: Лия, как многодетная, это деятельность, Рахиль же, за которую пришлось много потрудиться, – гнозис, ибо без трудов ни деятельность, ни созерцание, о душа, не будет иметь успеха.

Троице:

О Тебе, нераздельном по сущности и неслиянном в Лицах едином Троичном Божестве, я богословствую, как о равноцарственном и сопрестольном. Громко пою Тебе песнь великую, в небесах троекратно воспеваемую.

Богородице:

И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.


ПЕСНЬ ПЯТАЯ

Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою.

В ночи я проводил всегда жизнь свою, ибо мраком и глубокой мглой стала для меня ночь греха. Но сыном дня, Спаситель, покажи меня.

Рувиму подражая, несчастный, осуществил я беззаконное и преступное намерение по отношению к Всевышнему Богу, осквернив ложе свое, как тот отцовское.

Исповедаюсь Тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как согрешили прежде братья Иосифа, чистоты плод продавшие и целомудрия.

Родными праведная душа была связана, продан был в рабство кроткий, прообразуя Господа. Ты же, душа, сама целиком продалась порокам своим.

Иосифа праведному и целомудренному уму подражай, несчастная и жалкая душа, и не бесчинствуй в неразумных похотях, постоянно преступая закон.

Если и во рвеу обитал некогда Иосиф, Владыка Господи, то прообразуя погребение Твое и Воскресение; я же что Тебе и когда таковое принесу?

Троице:

Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица.

Богородице:

Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.


ПЕСНЬ ШЕСТАЯ

Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели.

Слезы, Спаситель, очей моих, и из глубины стенания я искренне приношу, в то время как сердце мое кричит: «Боже, я согрешил пред Тобою, будь милостив ко мне!».

Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но от всего сердца кричи: «Пощади!» – чтобы пропасть земная тебя не покрыла.

Как телица рассвирепевшая, уподобилась ты, душа, Ефрему; но как серна из сетей, спаси жизнь свою, окрылив себя умом, деятельностью и созерцанием.

Рука Моисея да уверит нас, душа, в том, что может Бог прокаженную жизнь убелять и очищать; и не отчаивайся насчет себя, хоть ты и прокаженная.

Троице:

«Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух.

Богородице:

Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но как Создателя всего моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся.

Кондак:

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.


ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ

Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим, и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших!

Согрешил я, беззаконничал и отверг заповедь Твою, потому что был воспитан во грехах и еще сам добавил к своим язвам ран; но Ты, как милосердный, помилуй меня, Боже отцов наших!

Тайны сердца своего открыл я Тебе, Судии моему: заметь мое смирение, заметь и скорбь мою, обрати внимание на мой нынешний кризис и Сам меня помилуй, как милосердный, Боже отцов наших.

Саул некогда, потеряв ослиц отца своего, случайно нашел себе царство и был провозглашен; но смотри, душа, не забывайся, предпочитая свои скотские похоти Царству Христову.

Если Богоотец Давид некогда и согрешил двояко, быв ранен стрелой прелюбодейства и поражен копьем возмездия за убийство, то сама ты, душа моя, в мыслях больна такими похотями, что еще хуже дел.

Присоединил Давид некогда беззаконие к беззаконию, примешав к убийству прелюбодеяние, но тут же принес сугубое покаяние. А ты, душа, еще худшие дела соделала, не раскаявшись пред Богом.

Давид некогда составил песнь, в которой он наглядно обличает совершенное им деяние, взывая: «Помилуй меня, ибо согрешил я пред Тобою Единым, Богом всех. Сам очисти меня!»

Троице:

О простая, нераздельная и единосущная Троица, Единая Природа! Как Светы и Свет, как Три Святых и Единое Святое воспевается Бог Троица. Но воспой, душа, прославь Жизнь и Жизни – Бога всех.

Богородице:

Воспеваем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница, ибо Ты породила одного из Нераздельной Троицы, Единого Сына и Бога, и Сама открыла нам, живущим на земле, Небеса.


ПЕСНЬ ВОСЬМАЯ

Ирмос: Воспевайте, всякое дыхание и вся тварь, Того, Кого небесные воинства славят, пред Кем трепещут Херувимы и Серафимы, благословляйте Его и превозносите во все века!

Согрешившего помилуй, Спаситель, воздвигни мой ум ко обращению, прими меня, кающегося, сжалься над вопиющим: «Согрешил я пред Тобою одним, беззаконие соделал, помилуй меня!»

Взойдя некогда на колесницу добродетелей, словно на небеса, колесничий Илия возвысился надо всем земным. О его восхождении, о душа моя, размышляй.

Елисей некогда, приняв милоть Илии, получил сугубую благодать от Бога. Ты же, о душа моя, не приобщилась этой благодати из-за невоздержания.

Течение Иордана благодаря милоти Илии расступилось некогда перед Елисеем туда и сюда. Ты же, о душа моя, не приобщилась этой благодати из-за невоздержания.

Соманитянка некогда с добрым расположением оказала гостеприимство праведнику, а ты, душа, не ввела в свой дом ни чужестранца, ни путника. За это ты будешь извержена вон из брачного чертога с рыданиями.

Ты нечистому нраву Гиезия всегда подражала, несчастная душа. Так хотя бы в старости отбрось его сребролюбие, избегай огня гееннского, отступив от своих злых дел.

Троице:

О безначальный Отец, Сын собезначальный, Утешитель благой, Дух правый! О Слова Божия Родитель, Отца безначального Слово, Дух живой и созидающий! О Троица-Единица, помилуй меня!

Богородице:

Словно из пурпура, Пречистая, мысленная багряница Эммануила – плоть – внутри чрева Твоего соткалась; поэтому мы Тебя – Богородицу – истинно почитаем.


ПЕСНЬ ДЕВЯТАЯ

Ирмос: Неизъяснимо рождение от зачатия без семени; непорочна беременность безмужней Матери. Ибо рождение Бога обновляет законы природы. Потому во всех поколениях мы Тебя, как Богоневесту-Матерь, православно величаем.

Ум изранен, тело расслаблено, болен дух, слово ослабело, жизнь омертвела, конец при дверях. Поэтому, несчастная душа моя, что будешь делать, когда Судия придет испытать дела твои?

Моисеево происхождение мира привел я тебе, о душа, и все его канонические Писания, повествующие о праведных и неправедных, из которых ты, душа, подражала вторым, а не первым, согрешив против Бога.

Закон обессилел, не действует Евангелие, и все Писание у тебя в пренебрежении: пророки потеряли силу и всякое слово праведника. Язвы твои, о душа, умножились без исцеляющего тебя врача.

Из Нового Писания привожу тебе примеры, побуждающие тебя, душа, к сокрушению. Итак, праведным поревнуй, а от грешных отвращайся, и умилостивь Христа молитвою, постом и чистотой, и скромностью.

Христос вочеловечился, призвав к покаянию разбойников и блудниц. Душа, покайся: дверь Царства уже открыта, и прежде тебя входят в него фарисеи и мытари, и прелюбодеи кающиеся.

Христос вочеловечился, по плоти уподобившись мне, и добровольно исполнил все свойственное природе, кроме греха, тебе, душа, показывая пример и образ Своего снисхождения.

Христос волхвов спас, пастырей созвал, множество младенцев явил мучениками, прославил старца и престарелую вдову. Но их деяниям и жизни ты не подражала, о душа, так что горе тебе, когда будешь судима.

После сорока дней поста в пустыне Господь наконец взалкал, демонстрируя человеческую природу. Душа, не отчаивайся! Если атакует тебя враг, то молитвою и постом от ног твоих да отразится.

Троице:

Отца прославим, Сына превознесем, божественному Духу с верой поклонимся,

Троице нераздельной, Единице по сущности, как Свету и Светам, Жизни и Жизням, оживотворяющей и просвещающей весь мир.

Богородице:

Град Твой сохраняй, Богородительница Пречистая, ибо Твоею силою верно царствуя, в Тебе находит он и укрепление, и с Твоею помощью побеждая, прогоняет всякое искушение, и обирает неприятелей, и управляет подданными.

Андрею:

О досточтимый и всеблаженный отец Андрей, пастырь Крита! Не переставай молиться о воспевающих тебя, да избавимся мы, верно чтущие твою память, от всякого гнева и скорби, и гибели, и согрешений безмерных.


Перевод Романа Яшунского

Источник: Богослов.ru