Доцент Сретенской духовной семинарии Доброцветов П.К. принял участие в Златоустовских чтениях.

Московская Сретенская  Духовная Академия

Доцент Сретенской духовной семинарии Доброцветов П.К. принял участие в Златоустовских чтениях.

2886



13 февраля 2019 г. в Москве, в здании келейного корпуса бывшего Златоустовского монастыря, состоялась Шестая историко-богословская научно-практическая конференция «Златоустовские чтения», на которой доцент Сретенской духовной семинарии Павел Кириллович Доброцветов выступил с докладом: «Отношение блж. Августина и свт. Иоанна Златоуста к насилию в вопросах веры».

Основываясь на текстах творений и жизнеописаний этих двух великих современников IV‒V веков, докладчик выявил общность и различие в подходах к вопросу применения насилия и принуждения в отношении еретиков. Оба святителя, как правило, высказывались против насилия по отношению к еретикам, раскольникам и язычникам на бытовом уровне. И в то же время они по-разному смотрели на применение к ним насилия со стороны светской власти. Если свт. Иоанн Златоуст проявил себя горячим поборником свободы выбора в вопросах веры и приоритета убеждения в истинности Православия христианским примером доброй жизни, то взгляды блж. Августина на данную проблему претерпели определенную эволюцию. Поначалу он стоял на позициях свободы в вопросах выбора веры, но впоследствии, исходя из собственного пастырского опыта, склонился к мнению о пользе и целесообразности мер устрашения со стороны государства для принятия еретиками и раскольниками Православной веры. В ходе состоявшегося обсуждения докладчик обратил внимание на то, что данное различие в позициях обоих святителей может отчасти объясняться разными религиозными, политическими и общественными обстоятельствами, в которых протекало их служение. Так, служение свт. Иоанна Злаутоуста проходило в Восточной части Римской Империи, в относительно спокойной политической обстановке, где сильная императорская власть охраняла интересы Церкви и не позволяла еретикам открыто выступать против нее. Однако на Западе – в Латинской Африке, при слабой власти и почти безраздельном господстве раскольников-донатистов, Церковь подвергалась физическому насилию, вплоть до истязаний и убийств православных христиан. В этой ситуации Августин видел апелляцию к защите государства оправданной.

Ключевые слова: конференция, доклад, вопросы веры, еретики.

Новости по теме

Связь добрых дел и веры на примере жития преподобномученицы Анастасии Римляныни Константин Белый Нередко случается так, что живущие рядом с нами люди, которые не ходят в Церковь, неожиданно вырываются далеко вперед в духовной жизни. И те, кого мы осуждали, вдруг становятся христианами. А сколько нерадивых христиан удивятся на Страшном суде, что они не попадут в Царстве Божие, а какие-то в прошлом язычники и, как им казалось, совершенно светские, мирские люди попадут. В чем же причина такой несправедливости?