Прообразы и пророчества Евхаристии в исторических книгах Ветхого Завета и Псалтири

Московская Сретенская  Духовная Академия

Прообразы и пророчества Евхаристии в исторических книгах Ветхого Завета и Псалтири

Ярослав Мордовцев 7476



В книгах Ветхого Завета можно найти множество указаний на будущее Таинство Причастия, или Евхаристию. Однако без толкований святых отцов обнаружить их нелегко. Ранее говорилось о пророчествах и прообразах самого главного таинства новозаветной Церкви в Пятикнижии Моисея, а также в исторических книгах Ветхого Завета. Продолжая разговор об этом интереснейшем предмете, обратимся к книгам учительным, а именно, к Псалтири, и увидим, как пророк Давид говорил о нем.

Содержание:

  • Прообразы и пророчества Евхаристии в исторических книгах
  • Червленая вервь Раав (Нав. 2:17-21) как прообраз Евхаристии
  • Жертва судьи Гедеона (Суд. 6:19-24) как прообраз Евхаристии
  • Вкушение Давидом хлебов предложения (1 Цар. 21:1-6) как прообраз Евхаристии

  • Пророчества о Евхаристии в Псалтири
  • Пророчество о Евхаристии в 21-м псалме (Пс. 21:27)
  • Пророчество о Евхаристии в 22-м псалме(Пс. 22:5)
  • Пророчество о Евхаристии в 33-м псалме(Пс. 33:9)
  • Пророчество о Евхаристии в 50-м псалме(Пс. 50:21)
  • Пророчество о Евхаристии в 103-м псалме(Пс. 103:15)
  • Пророчество о Евхаристии в 104-м псалме (Пс. 104:41)
  • Пророчество о Евхаристии в 115-м псалме (Пс. 115:3-4, 8)
  • Прообразы и пророчества Евхаристии в исторических книгах

    Червленая вервь Раав (Нав. 2:17-21) как прообраз Евхаристии

    В исторических книгах Ветхого Завета в соответствии с святоотеческим толкованием содержится три прообраза Трапезы Господней.

    Первый из них мы встречаем в книге Иисуса, сына Навина: Сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, [если не сделаешь так]: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его; если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла. Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку(Нав. 2:17-21).

    Святитель Амвросий Медиоланский видит в этом повествовании «красное знамение страданий Господа» и «сходство с мистической Кровью, которая спасёт мир»[1].

    Давид предызобразил ту таинственную трапезу, которая предлагается ныне всем благочестивым

    В этом отрывке совершенно очевидно излагается мысль, что без Церкви нет спасения, о чем прекрасно пишет Ориген: «Итак, пусть никто не убеждает себя, никто не обманывает: вне этого дома, то есть вне Церкви, никто не спасется. Ибо если кто выйдет за двери, сам будет повинен в своей смерти»[2]. Удивительно, что эту идею излагает не кто иной, как Ориген, осужденный Пятым Вселенским Собором, в том числе, за ересь всеобщего спасения.

    Подобно свт. Амвросию и Оригену прообраз Евхаристии в этом месте Священного Писания видят блж. Феодорит Кирский и блж. Иероним Стридонский[3]. Этот прообраз раскрывает нам такой догматический аспект Евхаристии, как Ее спасительность, о чем говорил Сам Господь: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6:53), — то есть тот, кто не причащается Святых Христовых Тайн, не может быть спасенным.

    Жертва судьи Гедеона (Суд. 6:19-24) как прообраз Евхаристии

    Следующий прообраз мы встречаем в книге Судей Израилевых в описании того, как Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его (Суд. 6:19-21). Опять же свт. Амвросий Медиоланский, но уже в другом своем сочинении — «О Святом Духе» — видит в предложенном отрывке типологию. По его мнению, камень, который служил жертвенником, прообразовал Тело Христа (параллель с рассмотренным выше Исх. 17:6), Его Плоть, «которая поит сердца жаждущих людей вечным потоком Его Крови»[4]. Плоть козленка — греховные деяния, а похлебка — соблазнительные желания. Они сжигаются огнем благодати, исполненной в Святом Причастии. Одинаковое с этим толкование дает другой отец Западной Церкви свт. Григорий, папа Римский[5].

    Важно отметить, что прообраз Евхаристии в этом действии увидели святые отцы как на Востоке, так и на Западе

    Этот прообраз раскрывает нам догматический аспект Евхаристии как жертвы, которая, с одной стороны, предлагается для вкушения людям, а с другой — приносится за людей в жертву Богу.

    Вкушение Давидом хлебов предложения (1 Цар. 21:1-6) как прообраз Евхаристии

    Последний прообраз в исторических книгах мы находим первой книге Царств в описании того, как Давид пришел за помощью к священнику Ахимелеху, который накормил его священными пятью хлебами предложения, которые взяты были от лица Господа (1 Цар. 21:1-6; Лк. 6:3-4). По мнению блж. Феодорита Кирского, изложенному им в толковании на Первую книгу Царств, «Давид предызобразил ту таинственную трапезу, которая предлагается ныне всем благочестивым. Ибо не одни освященные приобщаются Владычного Тела и Крови, но и все приявшие святое Крещение»[6]. Следует отметить, что сами хлебы предложения, упоминаемые в Ветхом Завете тринадцать раз (к примеру, Исх. 25:30), имеют прообразовательный характер. Об этом учил христиан, только принявших Крещение, свт. Кирилл Иерусалимский: «Были и в Ветхом Завете хлебы предложения: но оные, как относились к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существует хлеб небесный и чаша спасения (Пс. 115:4), освящающие душу и тело»[7]. В этом прообразе опять же раскрывается догматическая тема жертвенного характера Евхаристии.

    Итак, рассмотрев исторические книги Ветхого Завета, можно сделать вывод: святые отцы особое внимание уделяют жертвенному характеру Таинства Евхаристии, а также ее спасительности. Наибольшее распространение в экзегетических трудах по теме Причастия получил отрывок из книги Иисуса Навина, где повествуется о червленой, т.е. красной, веревке, которую скинула блудница Раав как знак спасения ее дома при разрушении Иерихона. Важно отметить, что прообраз Евхаристии в этом действии увидели святые отцы как на Востоке, так и на Западе.

     

    Пророчества о Евхаристии в Псалтири

    В учительных книгах Ветхого Завета, ориентируясь на святоотеческое толкование, можно выделить двенадцать прообразов и пророчеств о Таинстве Причастия, которые находятся в Псалтири и книгах царя Соломона. Прежде всего обратимся к псалмам.

    Пророчество о Евхаристии в 21-м псалме (Пс. 21:27)

    В своем псалме царь Давид восклицает: Да едят бедные и насыщаются; да восхвалят Господа, ищущие Его; да живут сердца ваши во веки (Пс. 21:27)! В этом стихе содержится указание на Евхаристию, а не на обычную пищу, поскольку обычная человеческая пища не может своим следствием иметь вечную жизнь, хотя этот стих и читается по Часослову перед вкушением вечерней трапезы. Указание на Таинство видит здесь блж. Феодорит Кирский, который повествует об этом так: «Насытятся не все, потому что не все покорились Евангелию, но восприявшие божественное желание. О сих-то алчущих сказал, что насытятся, насладившись бессмертной снеди. Известная же нам сия божественная снедь — и духовное учение, и таинственная бессмертная вечеря, о которой знают сподобившиеся тайноводства»[8].

    Здесь очевидна параллель с одним из главных текстов о Евхаристии — беседе Господа Иисуса в Капернауме: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (Ин. 6:51). Мы видим, как в этом стихе иллюстрируется эсхатологический аспект Таинства: «После Причащения, хотя физически люди продолжают умирать, меняется самая суть, принцип человеческого бытия. Приобщившись нетленным Телу и Крови Христа, человек оказывается вне абсолютной власти смерти (ср. Рим. 6, 9), становится наследником воскресения»[9].

    Также в этом стихе указывается на приличествующее состояние для вкушающих этой Трапезы. Они должны быть ищущие Господа и бедные, иными словами, нищие духом (Мф. 5:3): такие люди и вкусят Тела и Крови, которые есть Царство Небесное.

    Пророчество о Евхаристии в 22-м псалме(Пс. 22:5)

    Следующее указание на Евхаристию мы находим в псалме, который читается в Последовании ко Святому Причащению (что также доказывает его понимание в евхаристическом значении). Там сказано: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена (Пс. 22:5). По мысли византийского богослова Евфимия Зигабена, Давид «разумеет святую таинственную Трапезу, на которой обретается Тайная Вечеря», а «чашею называет бескровную жертву, содержащую животочную Кровь Господа»[10]. Его мысль согласна с древним толкованием святителя Кирилла Иерусалимского в его «Тайноводственных поучениях».

    Пророчество о Евхаристии в 33-м псалме (Пс. 33:9)

    Вкусите, и увидите, как благ Господь(Пс. 33:9)! Этот псаломский стих должен петься по Уставу во время Причащения на Литургии Преждеосвященных Даров[11]. Это традиция идет из глубочайшей древности. По поучениям свт. Кирилла мы видим, что так было и в Иерусалимской Церкви в IV веке. Этот же причастен пелся на Литургии, описанной в «Апостолских постановлениях»[12] — литургико-каноническом памятнике антиохийского происхождения конца IV века[13].

    Свт. Кирилл подчеркивает истинное действительное присутствие Иисуса Христа в Святых Тайнах

    Свт. Василий Великий так толкует этот стих: «Поскольку же Господь наш есть истинный хлеб и Плоть Его — истинное брашно, то необходимо, чтобы наслаждение веселием хлеба произведено было в нас чрез духовное вкушение»[14]. Подобно ему учит и свт. Афанасий: «Вкусите, говорит, Истинного Хлеба, сшедшего с небес»[15].

    Блж. Феодорит Кирский подчеркивает в этом месте благость и любовь Господа, Который так возлюбил мир, что дает Себя в пищу и питие[16]. Это пророчество раскрывает нам Евхаристию как источник причастности Божескому естеству (2 Пет. 1:4).

    Пророчество о Евхаристии в 50-м псалме (Пс. 50:21)

    Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение (Пс. 50:21). Это воззвание Давида раскрывает нам жертвенный характер Евхаристии, о чем писал свт. Афанасий Великий: «Под всесожжениями разумеет приношение правды и Бескровной Жертвы»[17].

    Пророчество о Евхаристии в 103-м псалме (Пс. 103:15)

    Вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека(Пс. 103:15).

    В этом стихе указание на Причастие видит свт. Кирилл Иерусалимский. Он говорит: «Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил...»[18]. Свт. Кирилл подчеркивает истинное действительное присутствие Иисуса Христа в Святых Тайнах «вопреки заблуждениям вольнодумцев, древних и новых, в особенности реформатов, которые учат, что Христос вовсе не присутствует в таинстве Евхаристии, что хлеб и вино, и по освящении, остаются простым хлебом и вином, а служат только символами и образами или знаками Тела и Крови Христовой»[19].

    Пророчество о Евхаристии в 104-м псалме (Пс. 104:41)

    Разверз камень, и потекли воды, потекли рекою по местам сухим (Пс.104:41).

    Евфимий Зигабен на этот псаломский стих цитирует прп. Исихия Иерусалимского, который «говорит, что манну называет небесною не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и Священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве»[20].

    Пророчество о Евхаристии в 115-м псалме (Пс. 115:3-4, 8)

    Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения прииму и имя Господне призову. Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову(Пс.115:3-4,8).

    Этот псалом опять же читается в Последовании ко Святому Причащению, что подчеркивает его евхаристический характер. Это пророчество раскрывает Евхаристию как Таинство благодарения, ведь, собственно, само это слово буквально и обладает этим значением. В центральной молитве Божественной Литургии — анафоре возносится благодарение Богу за все: за то, каким Сам по Себе является Бог, за сотворение мира, за домостроительство нашего спасения, за все «явленные и неявленные» благодеяния, за саму Божественную Литургию[21].

    «Антиохийской школе богословия» был характерен буквальный подход в отношении понимания Священного Писания, в отличие от «Александрийской школы»

    Святитель Иоанн Златоуст в своих «Беседах на псалмы» упоминает о тех, «которые принимают эти слова в переносном смысле и утверждают, что здесь говорится об общении в Таинствах», но сам святитель не придерживается этого толкования (но и не отрицает его), а «держится исторического значения», полагая, что «здесь говорится о [ветхозаветных] возлияниях, жертвоприношениях и благодарственных песнопениях»[22].

    Следует отметить, что в процессе поиска святоотеческого толкования почти не было найдено упоминаний о тех или иных указаний на Евхаристию у свт. Иоанна Златоуста. Совершенно очевидно, что это следует из его принадлежности так называемой «Антиохийской школе богословия», для которой был характерен буквальный подход в отношении понимания Священного Писания, в отличие от «Александрийской школы», увлекавшейся аллегоризмом. Ярким свидетельством этого является вышеприведенная цитата.

    Далее в завершение разговора о пророчествах и прообразах Евхаристии обратимся к пророчествам в книге Притчей Соломоновых, в книге Екклесиаста, в Песни Песней Соломоновых, а также в книгах пророков Малахии и Исайи.

     

    чтец Ярослав Мордовцев

    Ключевые слова: Евхаристия, Таинство, Причастие, прообраз, пророчество, Ветхий Завет



    [1] Цитата по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIIIвеков. Ветхий Завет. Том IV: Исторические книги (часть 1). Книги Иисуса Навина, Судей, Руфи, Первая и Вторая Книги Царств / Пер. с англ., греч., лат. и сир. Под редакцией Джона Р. Фрэнки / Русское издание под редакцией Ю.Н. Варзонина. — Тверь: Герменевтика, 2009. — С. 16.

    [2] Там же

    [3] Там же. С. 15-16.

    [4] Там же. С. 154.

    [5] Там же

    [6] Феодорит Кирский, блж. Толкование на Первую книгу Царств // URL: http://azbvka.ru/otechnik/Feodorit Kirskij/tolkovanie na Pervuju knigu Carstv/#0 52 (дата обращения: 09.02.2016 года).

    [7]Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственные поучения. — М.: Синодальная библиотека, 1991. — С. 330.

    [8] Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — С. 81.

    [9] Константин (Горянов), архиеп. Богословские аспекты Таинства Евхаристии. // URL: http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-tainstva-evxaristii#10 (дата обращения: 11.02.2016 года).

    [10] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. — М.: Издательство православного прихода храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево,2002. — С. 181-182.

    [11] Служебник. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 301.

    [12] Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора евхаристическая молитва. — М., «ДАРЪ», 2007. — С. 113.

    [13] Апостольские постановления // Православная энциклопедия. — Т. 3. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — С. 113.

    [14] Василий Великий, свт. Беседы на псалмы. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. — С. 147.

    [15] Афанасий Великий, свт. Творения. — Т. 4: Толкование на псалмы. — М.: Издательство Спасо- Преображенского монастыря, 1994. — С. 121.

    [16] Феодорит Кирский, блж. Изъяснение псалмов. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — С. 118.

    [17] Афанасий Великий, свт. Творения. — Т. 4: Толкование на псалмы. — М.: Издательство Спасо- Преображенского монастыря, 1994. — С. 178.

    [18] Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственные поучения. — М.: Синодальная библиотека, 1991. — С. 332.

    [19] Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. — Т. 2. — СПб.: Типография Р. Голике, 1883. — С. 385.

    [20] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. — М.: Издательство православного прихода храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево, 2002. — С. 835.

    [21] Служебник. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 143.

    [22] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. Полное собрание творений. — Т.5. Кн. 1. — М.: Златоуст, 1995. — С. 350.




    Новости по теме

    Великий покаянный канон: читаем и понимаем Валентин Фролов Вечером в среду на 5-й седмице Великого поста в храме полностью прочитывается Великий покаянный канон Андрея Критского. Но многие церковнославняские слова современному человеку непонятны. Давайте разбираться!  
    Прообразы Евхаристии и пророчества о ней в книге Бытия Ярослав Мордовцев Святоотеческие толкования отцов Церкви и богословские работы дореволюционных, а также современных русских и иностранных авторов являются незаменимыми помощниками в осмыслении ветхозаветных прообразов и пророчеств.