«Имея одну душу и одно сердце»: понятие «Церковь» и ее составляющие в I-II вв. от Р.Х.

Московская Сретенская  Духовная Академия

«Имея одну душу и одно сердце»: понятие «Церковь» и ее составляющие в I-II вв. от Р.Х.

Иеромонах Ириней (Пиковский) 12874



Прежде чем говорить о церковных должностях и богослужении, следует рассмотреть общие понятия. Что есть Церковь? Кто ее основал? И откуда взялись Поместные Церкви? Анализируя труды писателей апостольского века и их преемников, можно проследить постепенность распространения Церкви при сохранении единства веры от апостолов. Исследования по трудам Иринея Лионского и Тертуллиана показывают, что гностицизм никогда не принимался всерьез как внутри церковное явление или как альтернатива, якобы, победившей впоследствии «епископской» церкви. Напротив, сочинения авторов второй половины второго века являются отчётливым подтверждением тому, что церковная иерархия была изначальным институтом Церкви по сохранению единства веры от апостолов. В первую очередь, это единство веры сохранялось непосредственно через преемственность епископов в «апостольских церквях».

Содержание:

  • Понятие «Церковь»
  • Единство Церкви
  • Апостольское основание
  • Апостольское предание
  • Апостольское преемство
  • Поместные Церкви
  • Правило веры
  • Ереси и расколы
  • Правила дисциплины
  • Святой Дух в Церкви
  • Всеобщее священство
  • Таинства
  • Понятие «Церковь»

    По Апостолу Павлу Церковь ― «дом Божий, столп и утверждение истины» (1 Тим.З:15), Тело Христово (Кол. 1:24), которое состоит из многих членов объединенных одним Главой (Рим. 12:5).

    Церковь по определению святого Иринея Лионского есть собрание Божие, которое Христос «собрал чрез Себя Самого»[1]. Глава Церкви ― Сам Христос[2]. Церковь по отношению ко Христу ― Христова Невеста[3] и, в силу тесного единения с Ним, ― Его Тело[4].Формулировки Тертуллиана сходны. В «Апологетике» он дает следующее определение Церкви: «мы тело благодаря общности религии, единству учения и союзу надежды»[5]

    Святой Ириней говорит о Церкви как о едином организме, который через Ипостась Слова связан во всей Святой Троицей

    При этом единение верующих во Христе между собой настолько велико, что «когда припадаешь к коленам братьев, касаешься Христа, Христа умоляешь», поскольку «и ты, и он, все мы — Церковь, Церковь же есть Христос»[6]. Тело Его растет по мере вступления в него верующих[7]. От Главы все Тело составляется благодаря приращению «для созидания самого себя в любви»[8]. Таким образом, новый член Церкви становится частью Тела благодаря «прививанию» к единому организму.

    Единство Церкви

    Церковь мыслилась как единый организм с древнейших времен. Так в «Дидахе» воссылающий за Евхаристией молитву к Богу Отцу произносил следующие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в царствие Твое»[9]. Святой Игнатий Богоносец молился о единстве между поместными церквями, которое он представлял как «единение веры и любви»[10] по плоти и духу во Иисусе Христе[11].

    И у Иринея, и у Тертуллиана ярко выражена мысль о единстве Церкви. Церковь, хотя и состоит из множества верующих, хотя и рассеяна по всему миру в виде отдельных Церквей[12], но повсюду одинаково верует, как бы имея «одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста»[13]. Единство веры является одним из главнейших условий для церковного единства. Однако Церковь сохраняет целостность также благодаря единству надежды (на спасение) и единому Таинству Крещения[14].

    Епископы, поставленные апостолами в Церквях, и их преемники, учат тому же, чему учили апостолы

    Святой Ириней говорит о Церкви как о едином организме, который через Ипостась Слова связан во всей Святой Троицей: «Отец носит вместе творение и Свое Слово, а Слово, носимое Отцом, подает Духа всем, соответственно воле Отчей <...>. Превыше всего — Отец, и Он — глава Христа; чрез все — Слово, и Оно — глава Церкви; во всем — Дух, и Он есть вода живая, которую Господь подает всем православно верующим в Него и любящим Его»[15]. По Иринею мы делаемся ― едино во Христе благодаря Духу, Который есть «небесная вода»[16]. Церковь как бы «вписывается» во внутреннюю жизнь Св. Троицы. Поэтому только в ней ― правильное понимание отношений Бога Отца и Сына[17]. Правильную веру «в единого Бога Отца, Вседержителя... и во единого Христа Иисуса, Сына Божия...ив Духа Святого»[18] Церковь приняла от апостолов и от их учеников.

    Апостольское основание

    Первоначальная Церковь, от которой происходят все прочие, одна, и она основана на Апостолах[19]. Тертуллиан очень четко формулирует представление об Апостолах как об основателях Церкви: они основали Церкви как в Иудее, так и в каждом городе по всему миру ― «столь великие по числу Церкви ― это та самая, единая, изначальная, (происходящая) от апостолов, от которой ― все прочие»[20]. Сщмч. Ириней Лионский говорит о «двенадцатистолповом основании Церкви»[21].

    «Апостолы, ― пишет Ириней, ― по получении силы Святого Духа (ср. Деян. 1:8), посланы были Им (Христом) во весь мир и призвали язычников, показав людям путь жизни, обращая их от идолов и любодеяния и лихоимства и очищая души их и тела крещением водою и Святым Духом. Святого Духа, Которого они получили от Господа, они сообщили и преподали верующим и таким образом основали церковь во всяком порядке»[22].

    Важно отметить, что Ириней говорит о получении Церковью Св. Духа от Апостолов. Видимо, текст Деяний о дне Пятидесятницы он понимает в том смысле, что Св. Духа получили тогда не все ученики (не вся Церковь), а только Двенадцать. Также Тертуллиан замечает, что именно Апостолы, избрав по жребию двенадцатого, обрели обещанного им Святого Духа[23]. И в другомместе: «Ибо апостолы преимущественно обладают Святым Духом[24].Вся Церковь в совокупности также обладаетСвятым Духом, полученным от апостолов: «...однако и сама Церковьсущностно и принципиально есть тот самый Дух, в котором триединство одной божественной сущности»[25]. Каждые же отдельные члены Церкви обладают Св. Духом только отчасти[26].


    Апостольское предание

    Кроме Святого Духа, апостолы передали Церкви также учение и его правило ― правило веры.Все это именуется апостольской традицией, апостольским преданием: «Стало быть, нам остается доказать, что это наше учение... следует причислить к преданию апостольскому»[27].

    Для укрепления союза в мире, предстоятель одной Церкви мог предоставить право председательствования за Евхаристией пришедшему предстоятелю другой

    Церкви получили правильное учение от апостолов, апостолы ― от Христа, Христос ― от Бога[28], истинность же апостольского учения вдохновлена Святым Духом,так что учителя языков ― Апостолы, а учитель Апостолов ― Святой Дух[29]. «Наше учение, ― как кратко выразился Тертуллиан, ― из портика Соломона»[30], указывая на тот придел Иерусалимского храма, где проповедовали Двенадцать. Единство Церкви, согласно Тертуллиану, стоит на единокровности апостольского учения и в древних, и в новых церквях[31].

    Св. Ириней также указывал на основополагающее значениеапостольского предания: «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме»[32]. При этом у Иринея акцент делается на проповеди, на устной традиции, перенятой от апостолов чередой пресвитеров-епископов. Он пишет о проповеди истины, о голосах Церкви, об апостолах, учивших посредством истинного слова, об учащих (словом) апостолах и их учениках. Апостольское предание сохраняется в Церквях через преемства пресвитеров (они же ― епископы). Епископы, поставленные апостолами в Церквях, и их преемники, учат тому же, чему учили апостолы[33].

    Тертуллиан делает упор на письменной традиции. Он указывает, что правильное учение изложено в речениях Господа (т.е. в Евангелиях) и в писаниях Апостольских[34]. Церковь пьет веру из письменной традиции, которую представляют Закон, Пророки (т.е. Ветхий Завет), Евангелия и писания Апостольские. На кафедрах древних Церквей читают Апостольские писания, и потому там звучит как бы живой голос апостолов[35].


    Апостольское преемство

    Ириней Лионский был первым, кто дал теоретическое обоснование и оформил идею апостольского преемства в некоторую норму. Исходной точкой для ее развития явилась полемика с гностиками. Для защиты веры от повреждения требовалось утвердить норму, отступление от которой является ересью. В качестве таковой нормы св. Ириней выставляет то предание, на котором основана Церковь, т.е. апостольское предание. Только Апостолы получили от Господа полноту ведения истины: «Господь всего (сущего) дал апостолам Своим власть (проповедовать) Евангелие, и чрез них мы познали истину, т. е. учение Сына Божия; к ним же и Господь сказал: ″Кто слушает вас, Меня слушает, и кто презирает вас, презирает Меня и Того, Кто послал Меня” (Лк.10:16)″»[36].

    Св. Ириней сформулировал признак неповрежденного апостольского предания и апостольской Церкви ― это череда предстоятелей Церкви, восходящая к Апостолам. Он пишет о постоянном неповрежденном хранении веры в Церкви от Апостолов через их преемников[37].

    Учение о Церкви к концу II века начинает приобретать конкретные формы, которые описывают разные грани Церкви как Тела Христова и как сообщества людей

    Как определение апостольской Церкви звучат слова: «...мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в Церквях и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, чем эти (еретики) бредят»[38]. Как безукоризненный образец апостольской Церкви восхваляется св. Иринеем Римская Церковь, «основанная и устроенная в Риме двумя славнейшими апостолами ― Петром и Павлом, и возвещающая людям веру, которая через преемство епископов дошла до нас»[39].

    Тертуллиан повторяет определение св. Иринея почти дословно: «...но тогда пусть покажут они основания своих церквей, раскроют череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужейапостольских, но такого, который пребывал с апостолами постоянно. Ибоапостольские Церкви таким именно образом доказывают свое положение...»[40].

    Возникает вопрос, насколько Тертуллиан самостоятелен от Иринея в этом определении? Совершенно адекватно воспроизводя мысль лионского епископа, он не ссылается на его авторитет. Можно предположить, что оба христианских писателя независимо друг от друга воспроизводят известное в их время определение апостольской Церкви, и ни тот, ни другой не являются его авторами. Ириней идет первым по времени и потому, может быть, только кажется нам родоначальником известной формулы.


    Поместные Церкви

    Итак, первые церкви основали сами Апостолы[41]. Тертуллиан говорит,что «они (Апостолы) в каждом городе учреждали церкви, от которых получилиотросток веры и семена учения прочие церкви, да и постоянно получают новыецеркви»[42].

    Как считает Лионский святитель, если в поместных церквях возникалиспоры, они должны были обратиться «к древнейшим церквам, в которыхобращались Апостолы»[43]. Из контекста видно, что имеются в виду те церкви, вкоторых апостолы пребывали особенно долго. В первую очередь ― этоИерусалимская, которую Ириней сравнивает с «митрополией граждан НовогоЗавета», т.к. от нее ― «всякая церковь получила свое начало»[44]. Отапостольских церквей, таких как Коринфская, Эфесская, Римская и др., в которых апостолы несли служение продолжительное время, исходит авторитет ко всем остальным церквям. Но и в них никто, даже «весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением (апостольским преданием), ибо никто не выше Учителя»[45].

    Такие воззрения согласны с писаниями Тертуллиана, который пишет, что единая Вселенская Церковь составляется из союза поместных церквей, где неизменно сохраняется и передается вера от Апостолов[46]. Церкви, «которые хоть и не выставляют своим основателем никого из апостолов или мужей апостольских (ибо возникли много позже и постоянно возникают и сейчас), но единодушны в одной вере... считаются не менее апостольскими вследствие единокровности учения»[47].

    Если в Ветхозаветное время местом особого присутствия Бога мыслился храм Иудейский, то в Новозаветное ― посредством Святого Духа, пребывающего в Церкви, каждый крещеный становится храмом Божиим

    Для Тертуллиана единство церквей также доказывается «общением в мире, именем братства и союзом гостеприимства»[48]. Такая традиция поддерживать связи между поместными церквями различным путем сохранялась с апостольских времен. Для укрепления союза в мире, предстоятель одной Церкви мог предоставить право председательствования за Евхаристией пришедшему предстоятелю другой. Так, по свидетельству Иринея Лионского, римский епископ Аникита предоставил пришедшему по поводу споров о пасхе Поликарпу Смирнскому право на время возглавить Евхаристию в Римской Церкви[49]. Он же говорит, что для укрепления союза мира между различными церквями могла посылаться даже сама Евхаристия[50].

    Как видно, ко времени Тертуллиана различные церкви объединялись в один союз с апостольскими не только благодаря единству учения, но через общность Таинств.


    Правило веры

    Как мы констатировали выше, апостольское предание дает верующимправило веры. Для того, чтобы неизменно передавать учение веры из поколенияв поколение, ко времени Иринея Лионского и Тертуллиана уже быливыработаны краткие и четкие формулировки под названием «Правило веры».Эти «Символы веры» были одинаковы по содержанию инеуклонно соблюдались как «Правило истины» с момента крещения[51].

    Ириней приводит полный текст «Правила истины» в книге «Противересей», называя его образцом познания о Боге. Священномученик пишет, что «Правило истины» было установлено Апостолами для устранения заблуждений[52]. А Тертуллиан помещает близкое по содержанию Правило в книге «О прескрипции против еретиков», говоря, что оно, «установленное (как будет показано) Христом, не вызывает у нас никаких вопросов, ― их выдвигают только ереси, и эти вопросы создают еретиков»[53]. «Правило...церкви получили от апостолов,апостолы ― от Христа, а Христос ― от Бога». От них правило сохраняется вЦеркви в неизменном виде[54].

    По «Правилу веры» христианин должен искать верный путь ко спасению. «Вера, ― пишет Тертуллиан, ― заключена в Правиле, в нем имеет свой закон и здравость вследствие соблюдения закона;не знать ничего против Правила веры ― это знать все»[55].


    Ереси и расколы

    Священномученик Ириней делает четкое различие между ересью ирасколом. Еретики ― это те, кто вносит чуждые учения, раскольники ― «разсекающие и разрывающие единство Церкви»[56].

    Еретики, извращая слова, «называют незнание истины знанием, и Павел справедливо говорит о “новословиях лжеименного знания” (1 Тим.6:20). Ибо их знание, поистине, оказалось ложным. Все (еретики) гораздо позднее епископов, они искажали истину, извращали Писание, и потому находятся вне Церкви. Первый еретик ― Симон Волхв. С еретиками не имели общения ни Апостолы, не имеют общения их ученики»[57].

    Раскольники Иринеем также осуждаются, но не настолько остро. Причина расколов ― забота о собственной выгоде, личный эгоизм[58]. «Мать расколов, ― пишет Тертуллиан, ― есть ревность к епископскому служению»[59].

    Для Тертуллиана между расколами, разногласиямии ересями есть определенное сродство: «Ереси не меньше удаляют от единства, чем расколы и раздоры»[60]. Образ жизни еретиков, ― «без достоинства, без авторитета, без порядка церковного, ― в полном согласии с их верою», «рукоположения у еретиков необдуманны, легкомысленны, беспорядочны»[61]. У еретиков «нет ничего общего с нашим учением.Они нам чужие; об этом достаточно свидетельствует то, что они лишены общения»[62].

    Поскольку любые «священнодействия и службы», в т.ч. Евхаристия, считаются недействительными если была искажена вера или Евангелию учили превратно[63], можно полагать, что Тертуллиан не признавал действительность таинств еретиков.

    Как видно, учение о Церкви к концу II века начинает приобретать конкретные формы, которые описывают разные грани Церкви как Тела Христова и как сообщества людей. Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, в основу своего единства полагает апостольское предание, апостольское преемство и единое «Правило веры». Только в Церкви Таинства действительны, т.к. в ней сохраняется неповрежденной вера и преемство епископов (пресвитеров) от Апостолов.


    Правила дисциплины

    Помимо «Правила веры», в Церкви существуют «правила дисциплины».Этот термин неоднократно встречается в писаниях Тертуллиана. Можно заметить, что он употребляется в двух значениях: в некоторых контекстах слово disciplinaозначает «учение» и полностью дублирует слово doctrina,в других случаях оно означает «порядок»[64]. Когда Тертуллиан провозглашает: «Один Бог, одна вера, одна и дисциплина»[65], он явно имеет в виду общее учение. То же значение это слово имеет в следующем высказывании: «Мы ― тело, благодаря общности религии, единству учения и союзу надежды»[66]. Но представленные примеры ― скорее исключение, т.к. чаще Тертуллиан предпочитает слово doctrina.Под дисциплиной он почти постоянно подразумевает порядок, церковный порядок, устав Церкви: «Какой вред второй брак приносит святости, видно из устава Церкви и предписаний апостола»[67].Или, например, в трактате «К жене» Тертуллиан говорит, что благочестивая христианка должна «в согласии с уставом»[68] навещать бедные хижины, подавать от своих запасов бедным хлеб, посещать заключенных в темницах, принимать у себя странников, заботиться о верующих братьях, соблюдать посты, посещать уставные дневные бдения и ночные молитвы, участвовать в Евхаристии, совместно с братьями по вере праздновать Пасху.

    Тертуллианом прямо обозначается как Таинства ― Крещение и Евхаристия, исполнение которых он называет «священнической обязанностью»

    К области церковной дисциплины относились:

    •                      порядок совершения Таинств Евхаристии, Крещения, Исповеди;

    •                      вопросы заключения брака, исполнения поста;

    •                      полномочия должностей церковной иерархии, требования кцерковным предстоятелям;

    •                      порядок проведения собраний, сбора денежных средств в общую кассу, отношение к собраниям еретиков;

    •                      нравственные нормы и обязанности христиан-мирян, вдовиц и другие.

    Из общей дисциплины выделяются правила священнической дисциплины,которые будет рассмотрены далее.

    Правила дисциплины допускали различную практику постов. Разные поместные Церкви имели разные уставы относительно хождения дев с покрытыми или непокрытыми головами. Видимо, во времена Тертуллиана шла полемика относительно дисциплины брака ― обязательность или необязательность единобрачия для мирян[69].

    Как видно, «Правило веры» и «Правило дисциплины» имеют разные уровни важности. «Правило веры» стоит на более высоком уровне: если кто уходит от него в сторону, таковых почитают за еретиков. Правила дисциплины изменяются епископами, нарушителей же могли почитать за раскольников.

    Исследователь В. Н. Мышцын обратил внимание на несакральный характер дисциплины. Он в частности полагал, что часть церковного порядка непосредственно основана на учении Христа (Крещение, Евхаристия, учительство), а часть ― косвенно восходит к слову Господа и дает лишь указания относительно дисциплины церковного строя. Последние нормы дисциплины могут быть изменяемы применительно к конкретным ситуациям[70].


    Святой Дух в Церкви

    Новозаветные Писания однозначно говорят о присутствии Святого Духа в Церкви. Церковь начинает свое бытие в День схождения Святого Духа на Апостолов (Пятидесятницы). Церковь растет благодаря Святому Духу (ср. Деян. 9:31). Дух дает каждому дары для служения в Церкви (1 Кор. 14:12), поставляет церковных пастырей (Деян. 20:28).

    Выше мы постарались показать, что присутствие Святого Духа в Церкви по учению отцов Церкви II века мыслилось как следствие того, что Церковь получила его от Апостолов. Ириней Лионский так говорит о присутствии Святого Духа в Церкви: «Где Церковь, там и Дух Божий; и где Дух Божий, там Церковь и всякая благодать»[71]. Можно предположить, что Ириней не мыслил причастность человека к Святому Духу вне Церкви: «(Св. Духа)... не причастны все те, которые не согласуются с Церковью»[72].

    Дух Святой действует в Церкви, подавая каждому из христиан из обилия Своих даров: «Поэтому и истинные ученики Его (христиане), получая от Него (Господа) благодать, совершают во имя Его (чудеса) во благодеяние другим людям, сообразно с тем, как каждый из них получил от Него дарование. Ибо одни истинно и несомненно изгоняют демонов, так что сами освобожденные от злых духов часто делаются верующими (во Христа) и обращаются к Церкви. Иные имеют предвидение будущего, видение и пророческие речи. Другие же исцеляют больных чрез возложение рук и возвращают им здоровье. Даже, как я уже говорил, и мертвые воскресали и пребывали с нами довольно лет. И что еще? Невозможно перечислить дарования, которые Церковь (рассеянная) по всему миру получила от Бога во имя Иисуса Христа»[73].

    В другом месте Ириней также сообщает о воскресении умершего, которое совершилось по молитве всего собрания христиан: «...они (еретики) не только не воскрешают мертвого, — как воскрешал Господь и апостолы посредством молитвы и как это часто бывало в братстве по нужде, когда вся местная Церковь молилась с великим лощением и молением, и возвращался дух умершего, и человек был даруем молитвам святых...»[74].

    В приведенных примерах святой Ириней не делит христиан на иерархические степени, из чего можно сделать вывод, что различные дарования Духа (чудеса, исцеления, изгнание демонов, пророчество) могли иметь христиане внезависимости от их положения на иерархической лестнице.

    Христиане, поскольку им Бог вручил Новый Завет, стали прилагать к себе именование «святой Израиль»

    О наличии этих всеобщих даров много сообщает Тертуллиан. Для него каждый из крещеных может изгонять бесов: «Лишь только любой христианин прикажет этому духу говорить, то он сознается, что он настолькодействительно есть демон, насколько в другом месте ложно есть бог»[75]. Дарычудес, пророчества и проповеди хоть и в меньшей степени, чем апостолам, но даны каждому верующему.

    Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Тертуллиан дает свое определение присутствия Святого Духа в Церкви. По его утверждению Святой Дух во всей полноте дан всей Церкви. Отдельным членам Церкви Св. Дух дан лишь частично, ex parte;кроме Церкви во всей полноте Св. Духом обладают апостолы и пророки, которые именуются вследствие этого «людьми духовными»: «Ибопреимущественно Св. Дух имеют апостолы, которые имеют его в полноте...а не частично, как прочие»[76].Заметим, что эти тексты Тертуллиана не учитывают Р. Зом и А. П. Лебедев, которые, игнорируя приведенные слова, включают в число «духовных людей» епископов и пресвитеров. Мы, безусловно, можем в данном случае и не согласиться с Тертуллианом в отношении выделения класса «особо духовных» людей. Но мы не можем вовсе исключить из внимания слова Тертуллиана как источник сведений о жизни Церкви во втором веке.

    Если в Ветхозаветное время местом особого присутствия Бога мыслился храм Иудейский, то в Новозаветное ― посредством Святого Духа, пребывающего в Церкви, каждый крещеный становится храмом Божиим (1 Кор. З:16; 1 Кор. 6:19; 2 Кор. 6:16). Из этого вытекает всеобщее священство нового народа Божия ― христианского.


    Всеобщее священство

    Следы существования идеи всеобщего священства христиан можно найти у самих апостолов. Апостол Петр обращается ко всем христианам: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» (1 Пт. 2:5-6, 9-10).

    В Откровении Иоанн Богослов помещает выражения:«Соделавшему нас царством и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (Откр. 1:6); «И соделал нас царством и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:10), и «они будут священниками Бога и Христа, и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6). Представления о всеобщем священстве христиан опирается на ветхозаветный текст, содержащий обетование всеобщего священства народу Израильскому: «Вы ― род избранный, царственное священство, народ святой (Исх. 23:22); «вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6).

    Анализируя писания Апостолов, прот. Николай Афанасьев пишет: «Через вхождение в «храм тела Христа» (Ин. 2:21) новозаветный народ стал царственным священством»[77]. Христиане, поскольку им Бог вручил Новый Завет, стали прилагать к себе именование «святой Израиль». При этом слова «будете у Меня царством священников» (Исх. 19:5-6) они стали прилагать именно к себе, поскольку на христианах это обетование Божие в духовном смысле исполнилось. Однако священство народа Божия стало служением не в Иерусалимском храме, а в Церкви Христовой[78].

    О сравнении Вселенской Церкви с «алтарем Божиим» св. Ириней Лионский писал: «Ибо все праведники имеют священнический чин. И все Апостолы Господни суть священники,которые не владеют здесь ни полями, ни домами, но всегда служат алтарю и Богу»[79].

    Тертуллиан сравнивает не только праведников и Апостолов со священниками, но и самих молящихся в Церкви ― со стоящими у алтаря Божия, как будто они находятся внутри храма (скинии): «Не будет ли торжественнеетвое <стояние>, если ты станешь у алтаря Божия»[80].Проводя параллели между священством ветхозаветным и новым, Тертуллианговорит, что на духовный алтарь возносятся молитвы верующих: «МолитвуБогу, как подобающую и приятную Ему жертву... среди псалмов и гимнов, мыдолжны возносить на алтарь Божий»[81]. Возможно, здесь имеется ввиду идея Послания к Евреям о небесной скинии, возможно Тертуллиан сравнивает ветхозаветный храм с малой церковью (собранием христиан).

    Текст цитаты

    В целом, нет сомнения, что идея всеобщего священства была присуща Церкви I-IIвв., другой вопрос ― имела ли она практическое значение, как соотносилась она со священством предстоятелей Церкви? Одни историки воспринимают всеобщее священство как идею условную: В. В. Болотов полагал, что она имеет значение лишь в нравственной области[82]; А. П. Лебедев считал, что она выражала близость, которая должна была соединять мирян и пастырей[83], В. Мышцын писал, что она запечатлевала духом священства все формы христианского служения[84]. Другие историки признают ее самостоятельное значение, о чем будет сказано далее.


    Таинства

    В современной церковной практике принято почитать как Таинства 7 типов богослужений: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Соборование, Евхаристия, Венчание, Священство. Какие из них существовали в Церкви II века? В наших источниках прямо словом «Таинство» обозначаются не все из них. По большей части ― только Крещение (соединенное с миропомазанием) и Евхаристия. Именно к Евхаристии в большинстве случаев прямо применяется слово «Таинство».

    Св. Ириней Лионский по большей части к тайнам относит само знание о Христе (тайне Его смерти и Воскресении), настаивает на том, что Апостолы не знали сокровенных таинств, которые скрытно передавали бы преемникам[85]. Через всё сочинение «Против Ересей» Ириней делает акцент на таинстве веры и домостроительстве Божьем.

    Тертуллианом прямо обозначается как Таинства― Крещение и Евхаристия[86], исполнение которых он называет «священнической обязанностью»[87]. Что касается Миропомазания, то оно вероятно соединялось с Крещением и вместе обозначалось одним словом ― «Крещение»[88]. О порядке совершения елеосвящения сведений у писателей I-IIвека мы не находим. Венчание, вернее ― благословение брака, вероятно, присоединялось к Евхаристии: «Как описать счастье брака, который скрепляет Церковь, утверждает предложение (святых Даров), знаменует благословение,возвещают ангелы, одобряет Отец?»[89].


    Таинство Крещения

    Сщмч. Ириней повествует о Крещении лишь только то, что «...мы получили Крещение во оставление грехов во имя Бога Отца и во имя Иисуса Христа, воплотившегося и умершего и воскресшего Сына Божия, и в Святого Духа Божия; и что это Крещение есть печать вечной жизни и возрождения в Бога»[90].

    Тертуллиан посвятил этому Таинству целый трактат «О крещении». Он сообщает много подробностей его совершения. Это очищение грехов «проникнуто верой, скрепленной печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа»[91]. Начинается с приготовления в виде наставления в вере, затем ― отречение от дьявола, погружение в воду для смывания грехов: «Нельзя сказать, что в водах мы обретаем Духа Святого, но, очистившись в воде благодаря ангелу, мы приуготовляемся для Духа Святого. Благодаря вмешательству ангела, воды приобретают целебную силу и дух омывается в водах телесно, плоть же в них очищается духовно»[92]. Затем следует помазание елеем «по старинному наставлению, согласно которому обычно помазывались во священство елеем из рога»[93]. Далее крестообразно возлагаются руки, «через благословение призывая и приглашая Святого Духа»[94], и Сам Дух сходит на крещающихся. Вновь крестившиеся, чаще всего, сразу приступают к Евхаристии[95]. «Плоть, ― пишет он, ― омывается, чтобы душа очистилась, плоть помазывается, чтобы душа освятилась, плоть знаменуется, чтобы душа укрепилась, плоть осеняется возложением рук, чтобы душа осветилась духом, плоть питается телом и кровью Христа, чтобы и душа вскармливалась Богом»[96].

    Крещение совершают епископы и пресвитеры: «Право совершения (крещения) принадлежит первосвященнику, то есть епископу. Затем идут пресвитеры...»[97].


    Таинство Исповеди

    Исповедь у церковных писателей не именуется Таинством, но она, несомненно, была древнейшим из них, так как сопряжена с отпущением грехов. Право же отпускать грехи Господь дал Апостолам, вдохнув в них Дух Святой: «...как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простится; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:21-23)».

    Итак, Исповедь, сопряженная с отпущением грехов, является Таинством Святого Духа. Поэтому мы не удивимся, когда увидим, что, по мнениюТертуллиана, прощать грехи могут только инстанции, обладающие всей полнотой Святого Духа ― апостолы, пророки и вся Церковь в совокупности: «Согласно авторитету Петра эта власть (прощать грехи) подойдет духовным людям ― или апостолу, или пророку. Однако и сама Церковь сущностно и принципиально есть тот самый Дух, в котором триединство одной божественной сущности... поэтому Церковь, несомненно, будет отпускать прегрешения...»[98]. Он отрицал это право у епископов и пресвитеров, обладавших, по его мнению, Святым Духом лишь частично,как и прочие лаики: «Если тебе определены обязанности только дисциплины, ― пишет Тертуллиан, иронически обращаясь к высокопоставленному «апостольскому мужу» (епископу), ― то, кто ты такой и что за величина, чтобы отпускать грехи ― ты, который, не представляя собой ни апостола, ни пророка, лишен той силы, которая имеет право «разрешать»»[99]. Отсюда его требование исповедоваться перед всей Церковью публично.

    Форму совершения Исповеди он описывает так: «Следует повергаться перед пресвитерами, преклонять колена пред возлюбленными Божьими,перед всеми братьями стараться снискать ходатайство об исполнении нашего прощения»[100]. В монтанистическом трактате «О покаянии» он настаивает на том, что вся собравшаяся община ― Церковь, «Церковь же есть Христос. Следовательно, когда припадаешь к коленам братьев, касаешься Христа, Христа умоляешь»[101].

    В вопросе частоты покаяния есть колебания. Апостол Ерм по преимуществу говорит о возможности только одного истинного покаяния после Крещения: «...после этого великого и святого призвания (крещения), если кто, будучи искушен от дьявола, согрешил, имеет одно покаяние. Если же часто будет грешить и творить покаяние, не послужит это в пользу человеку...»[102]. Посщмч. Иринею Исповедь совершалась редко, но могла совершаться после Крещения более одного раза[103].

    Тертуллиан признает покаяние после Крещения только однократное. Ончетко указывает на разграничение видов покаяния: первое приносится вКрещении, второе ― после совершения греха[104]. Более того, карфагенский пресвитер настаивает на однократности второго и дает следующее емуопределение: «Это действие, чаще выражаемое и обозначаемое греческимсловом, есть публичное исповедание, в котором мы исповедуемБогу свои грехи, — исповедуем не потому, что Он их не знает, но посколькуисповеданием приуготовляется прощение, из исповедания рождается покаяние,а покаянием умилостивляется Бог»[105].

    Итак, мы видим, что Церковь II века, несомненно, обладала тремя Таинствами, это: Евхаристия, Крещение, Исповедь. Важнейшее из них, Таинство Евхаристии, следует рассмотреть отдельно. Также отдельно следует говорить и о Таинстве Священства.

    иеромонах Ириней (Пиковский)


    Ключевые слова: сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, Таинства в древности, апостольское преемство, Святой Дух, образование Поместных Церквей, устав Церкви, священство, Крещение, возможность покаяния



    [1]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 229.

    [2] Там же.

    [3]  Тертуллиан. Против Марикона. В пяти книгах. Пер. А. Ю. Братухина. – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2010. – C. 464.

    [4] Там же.

    [5] Тертуллиан. Апологетик. Пер. А. Ю. Братухина – СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005.

    [6]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 317.

    [7]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 404.

    [8] Там же.

    [9]               9:4.

    [10]Ранние отцы Церкви. ― Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. ― С. 112.

    [11] Там же.

    [12]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 244.

    [13] Там же. С. 50.

    [14] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 358-371.

    [15]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 485.

    [16] Там же. С. 284.

    [17]Библиотека Отцов и Учителей Церкви Западных // Перевод: еп. Василия (Богдашевского).Т.31. ― Киев: Киевская Духовная Академия, 1915. ― С. 1-31.

    [18]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 50.

    [19]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 106-130.

    [20] Там же.

    [21]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 379.

    [22]Новое открытое произведение св.Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». Профессор Н.Сагарда // Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского  ― СПб.,1907. ― С. 567-616.

    [23] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 106-130.

    [24] Там же. С.358-371.

    [25]Tertullian. De Pudicita (О стыдливости). 21:17. [Электронный ресурс] URL:http://www.tertullian.org/latin/de_pudicitia.htm (дата обращения: 11.06.2018) (Перевод на русский язык выполнен автором статьи)

    [26] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 358-371.

    [27] Там же. С.106-130.

    [28] Там же.

    [29] Там же.

    [30] Там же.

    [31] Там же.

    [32] Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 50.

    [33]Там же.

    [34]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 106-130.

    [35]Там же.

    [36]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 219.

    [37] Там же. С. 221.

    [38]Там же. С. 222.

    [39]Там же. С. 224.

    [40] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 121.

    [41]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 222.

    [42]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 115.

    [43]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 225.

    [44]Там же. С. 251.

    [45] Там же. С. 223.

    [46]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 106-130.

    [47] Там же.

    [48] Там же.

    [49]Евсевий Памфил. Церковная история / Богословские труды Московский патриархат. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. Кн. 5. Гл. 20. – С. 248.

    [50] Там же.

    [51]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 47.

    [52] Там же. C. 85.

    [53] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 112.

    [54] Там же.

    [55] Там же.

    [56] Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 386.

    [57]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 386.

    [58] Там же. С. 471.

    [59] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 103.

    [60]Там же. С. 108.

    [61] Там же. С. 127.

    [62] Там же. С. 93-106.

    [63] Там же. С. 106-130.

    [64]Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. Часть 1. Апологетические сочинения Тертуллиана // Перевод: Н. Щеглова ― Киев: Тип. Акц. Об-ва "Петр Барский, в Киеве",1910. ― С. 81-204.

    [65] Там же.

    [66]Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. Часть 1. Апологетические сочинения Тертуллиана // Перевод: Н. Щеглова ― Киев: Тип. Акц. Об-ва "Петр Барский, в Киеве",1910. ― С. 81-204.

    [67] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 338.

    [68]Там же.

    [69]Там же. С. 358-371.

    [70] Мышцын В. Н. Устройство Христианской Церкви в первые два века. ― Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1909. ― С. 102.

    [71]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус. перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 312.

    [72]Там же.

    [73]Там же. С. 207.

    [74]Там же. С. 205.

    [75]Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. Часть 1. Апологетические сочинения Тертуллиана // Перевод: Н. Щеглова ― Киев: Тип. Акц. Об-ва "Петр Барский, в Киеве",1910. ― С. 81-204.

    [76] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 358-371.

    [77] Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. ― Рига, 1994. ― С. 9-21.

    [78] Там же.

    [79] Св. Ириней Лионский. Творения // Рус. перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 334.

    [80] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат./Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 294-307.

    [81] Там же.

    [82] Болотов В. В.. Лекции по истории Древней Церкви. [Электронный ресурс] // URL: http://khazarzar.skeptik.net/books/bolotov/26.htm(дата обращения: 18.05.2018)

    [83]Лебедев А. П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. ― С. 106.

    [84]Мышцын В. Устройство Христианской Церкви в первые два века. ― Сергиев Посад: Типография Свято-Троицко Сергиевой Лавры, 1909. ― С. 181.

    [85]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус. перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 220.

    [86]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 106-130.

    [87]Там же. С.358-371.

    [88]Альманах "Богомыслие". № 15 // Перевод и комментарии Р. Ю. Ткаченко, 2014. ― С. 189-209.

    [89]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 334-345.

    [90]Новое открытое произведение св.Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди». Профессор Н.Сагарда // Св. Ириней Лионский. Творения // Рус.перевод прот. П. Преображенского  ― СПб.,1907. ― С. 567-616.

    [91] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 96.

    [92]Там же.

    [93] Там же.

    [94] Там же.

    [95] Альманах "Богомыслие". № 15 // Перевод и комментарии Р. Ю. Ткаченко, 2014. ― С. 189-209.

    [96] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 195

    [97] Там же. С.93-106..

    [98]Tertullian. De Pudicita (О стыдливости). 21:17. [Электронный ресурс] URL:http://www.tertullian.org/latin/de_pudicitia.htm (дата обращения: 11.06.2018) (Перевод на русский язык выполнен автором статьи)

    [99]Там же.

    [100]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 316.

    [101] Там же.

    [102] Апостол Ерм. Пастырь. Пер. Протоиерей П. Преображенский. - М.: Сибирская Благозвонница, 2012 г. - 272 с.

    [103]Св. Ириней Лионский. Творения // Рус. перевод прот. П. Преображенского. ― СПб., 1900. ― С. 225.

    [104]Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения: Пер. с лат. /Общ. ред. и сост. А.А.Столярова. ― М.:Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. ― С. 316.

    [105] Там же.

    Новости по теме

    Источники сведений о церковной иерархии I-II в. от Р. Х. Иеромонах Ириней (Пиковский) Ранние памятники церковной письменности сообщают очень мало канонических и литургических сведений, поэтому важно собрать все крупицы данных из тех сочинений, где они имеются. Среди таких ― труды сщмч. Иринея и Тертуллиана.