Диалог о счастье. Встреча в Государственном университете по землеустройству

Московская Сретенская  Духовная Академия

Диалог о счастье. Встреча в Государственном университете по землеустройству

Иван Мельник 8602



Разговор о счастье вели учащиеся и преподаватель Сретенской духовной семинарии Павел Кузенков, насельник Сретенской обители монах Рафаил (Попов) и студенты и преподаватели Государственного университета по землеустройству.

18 апреля студенты Сретенской духовной семинарии во главе с преподавателем семинарии Павлом Владимировичем Кузенковым и насельником Сретенского монастыря монахом Рафаилом (Поповым) отправились в Государственный университет по землеустройству на событие, обещающее быть позитивным даже по своему названию, – диалог о счастье. Предвкушая любопытный формат предстоящей встречи, ребята и не заметили, как быстро добрались до университета, и вот они уже располагаются в уютной аудитории.

Открывая встречу, к собравшимся обратился Николай Иванович Иванов – проректор по социальным вопросам и воспитательной работе Государственного университета по землеустройству. Он отметил, что вопрос о счастье человека актуален во все времена, цель же предстоящего диалога в том, чтобы каждый, кто пришел сюда – а в аудитории собрались представители разных сфер жизни общества, – мог изложить свое видение того, что есть счастье.

Кроме семинаристов-сретенцев на встречу пришли преподаватели ГУЗа; молодые архитекторы, которые вскоре должны уже закончить обучение и получить степень магистра; участники хора при университете – представители сфер политики и психологии, а также миссионер из Богоявленского кафедрального собора в Елохове.

Аристотель определяет счастье как «деятельность души в полноте добродетели»

Первыми выступили будущие архитекторы – магистранты Екатерина Трейбакс и Елизавета Стренова. Заинтересовавшись изображением древнегреческих философов на стенах Благовещенского собора Московского Кремля, молодые специалисты задумались о роли философов в историческом развитии христианства. С древних времен мыслители, такие, например, как Платон и Аристотель, стремились изучить природу человека, понять Бога, Который является Источником всего живого на Земле. Конечно же, они не могли не говорить о счастье человека. Идеи Аристотеля в области метафизики и логики, структурируя понятия и облекая эмпирический опыт в слова, были призваны объяснить жизнь людей. Этот философ посвятил счастью целый труд, который назвал «Никомахова этика». В нем Аристотель определяет счастье как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья. Таков рецепт счастья по Аристотелю.

Архитектор – созидатель и устроитель земли – проявляет себя в деятельности ума и в созерцании. Для молодых архитекторов – людей искусства – соприкосновение с добродетелью и совершенствование в ней является счастьем, – подчеркнули в своем сообщении Екатерина и Елизавета.

Размышления о счастье продолжил Павел Владимирович Кузенков, кандидат исторических наук, доцент, преподаватель Сретенской духовной семинарии. Он говорил о тех плодах античности, которые стали ключами к пониманию базовых вопросов политики, экономики и других важнейших наук. Мыслители той эпохи стремились прикоснуться к истине. И их идеи, в частности идеи Аристотеля, особенно в области метафизики и логики, властвовали над всеми средневековыми теоретическими школами, а позднее стали основой для возникновения научного и культурного Ренессанса в Европе. И вопрос о счастье человека оставался очень значимым. «Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования», – писал Аристотель.

Интересно, что наукой, занимающейся созиданием человеческого счастья, являлась политика. Еще Аристотель писал об идеальном полисе для счастливой жизни человека.

Несмотря на то, что о счастье говорят уже давно, нет точной трактовки данного термина, и поэтому Павел Владимирович призвал рассмотреть понятие о счастье сквозь призму посланий апостола Павла. Апостол указывал на то, что человек состоит из трех составляющих: духа, души и тела. На каждом уровне счастье раскрывается по-своему: если говорить о теле, то это сиюминутное наслаждение, проходящее со временем; если говорить о душе, то им может быть эмоциональный комфорт, к которому приходят через достижение определенных целей. И наконец, если говорить о духе, то счастье – это то блаженство, действие Святого Духа, которое даруется человеку праведной жизнью в Боге.

Основным докладчиком на встрече стал монах Рафаил (Попов), который много времени посвятил изучению учений о человеческом счастье. Он отметил, что вопрос о том, как жить лучше, является самым популярным в письменных источниках с древнейших времен. Уже в античности стремление к счастливой жизни преобразовалось, как уже было отмечено, в отдельную науку, и множество мыслителей трудилось над тем, как сделать общество счастливым.

Эти же вопросы поднимаются и в эпоху Ренессанса. Но изменилась позиция, с которой они рассматриваются: центром жизни становится сам человек, и акценты в его деятельности смещаются с духовного на душевное и телесное.

Фонд новой экономики предложил ввести Международный индекс счастья

Каждый философ того времени давал определения счастью, во многом очень аморфные. Например, Эразм Роттердамский писал: «Счастье состоит главным образом в том, чтобы мириться со своей судьбой и быть довольным своим положением».
 

Спустя некоторое время это определение – «быть довольным своим положением» – заменяется термином «субъективное благополучие». Эпоха материализма обуславливает счастье как благополучие телесное. Жан-Жак Руссо писал: «Счастье – это хороший счет в банке, хороший повар и хорошее пищеварение».

О порывах душевных, в которых заключается счастье, говорит Дени Дидро: он считает, что самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

На Востоке счастье виделось в практиках медитации, которые с древности являлись частью духовной жизни во многих религиозных традициях, особенно в буддизме и индуизме, а также были важной составляющей йоги. Человек мог стать счастливым путем достижения покоя, то есть полностью отстранившись от внешних обстоятельств жизни. Таким образом, сам человек становится источником своего благополучия.

В новое время вопрос о счастье поднимается на государственном уровне. Создаются одноименные институты, счастью посвящают свои работы ученые. В июле 2006 года Фондом новой экономики было предложено ввести в употребление Международный индекс счастья, который призван отразить благосостояние наций.

В июле 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывающую страны – члены ООН оценивать счастье своего народа и использовать его как ориентир в политике государства. Появляется понятие валового национального счастья.

Для оценки национального счастья используются 6 факторов: ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность жизни, свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения, щедрость и отношение к коррупции. Каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.

Так же счастье в настоящее время оценивается как благосостояние человека в обществе под влиянием положительных эмоций, источником которых, как утверждают физиологи, являются вырабатываемые в организме человека так называемые «гормоны счастья» – эндорфин, серотонин, дофамин и окситоцин.

Сделав обзор тому, как развивалось понятие о счастье человека в философии, политике и науке, отец Рафаил обратился к пониманию счастья в Православии.

В христианстве счастье проявляется в стремлении быть с Богом, исполнять Его волю. Счастье – это образ Божий в человеке, это одно из имен Божиих (наряду с Любовью, Свободой, Истиной, Жизнью). Полностью Счастье раскроется в жизни будущего века, в раю. Но многие святые отчасти испытывали его уже будучи на земле, хотя и не могли облечь свои ощущения в слова.

В христианстве счастье проявляется в стремлении быть с Богом, исполнять Его волю

Счастье, о котором говорят исследователи и философы, очень хрупко, потому что всё меняется в этой жизни. Святитель Григорий говорит: «Не будь привязан к счастью, которое созидается временем, а что время строит, время же и разрушает».
 

Внутренний комфорт, который был определен разными факторами, не может являться счастьем для человека, верящего в жизнь будущего века. Для него оно проявляется в жизни с Богом. И так как Господь говорит, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21), то можно считать, что счастье возможно на земле, если мы стремимся стяжать любовь, данную нам от Бога. И многие святые доказывали это своей жизнью.

После доклада отца Рафаила о своем понимании счастья высказались и другие гости встречи.

Замечательно, что данное событие прошло именно в формате диалога, когда каждый мог рассказать, что является счастьем лично для него.

Встреча завершилась чаепитием, за которым участники знакомились лично. Здесь беседы велись уже о Церкви, о политике, об архитектуре. Семинаристы рассказывали о своей учебе и о себе.

В дар Государственному университету по землеустройству была принесена икона Спаса Вседержителя.

Перед отъездом семинаристы посетили университетский храм во имя равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, а затем в приподнятом настроении отправились домой.

Иван Мельник 

Студент 2 курса Сретенской духовной семинарии

Фото: Михаил Каплунов


Ключевые слова: конференция, счастье, молодые ученые, диалог, студенты.



Новости по теме

Непоколебимость веры – начало спасения Михаил Калинин Именно кротость неразлучна с настоящей, живой верой, которая одна угодна Богу. Кротость – это сокрушение сердца со смирением, это нищета духовная. Та нищета, о которой говорил Спаситель: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3).
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
Чудо – не в том, что Бог воскрес, а в том, что Он умер… Как рассказывать людям о Воскресении Христовом? Протоиерей Олег Стеняев Каждый год в праздник светлого Воскресения Христова храмы наполняются людьми, пришедшими разделить торжество этого радостного события. В особенности же на праздник Пасхи в храмы приходит много людей нецерковных, некоторые – в первый раз. О том, как говорить им о чуде Воскресшего Бога и о смысле Христова Воскресения рассказывает протоиерей Олег Стеняев.