Александрия, Рим или, может быть, Сирия? Попытки реконструкций древних пасхалий

Московская Сретенская  Духовная Академия

Александрия, Рим или, может быть, Сирия? Попытки реконструкций древних пасхалий

Михаил Петрухно 6230



До начала III века многие христиане праздновали Пасху, сообразуясь с Пасхой иудеев. Впоследствии Римская и Александрийская Церкви разработали собственные пасхалии – методы расчета даты Пасхи, независимые от иудейской Пасхи. Эти две пасхалии были во многом схожи, но имели и различия, ввиду которых две эти Церкви нередко праздновали Пасху не в один день. К тому же ученые выдвигают гипотезу о существовании еще одной пасхалии ― сирийской, которая связана с лунным кругом.

Содержание:

  • Ветхозаветная Пасха ― прообраз новозаветной
  • Принципы христианской пасхалии
  • Александрийская пасхалия
  • Римская пасхалия (Supputatio Romana)
  • Экскурс: Сирийская пасхалия

  • Ветхозаветная Пасха ― прообраз новозаветной

    Празднование ветхозаветной Пасхи установлено Самим Богом при исходе еврейского народа из Египта (Исх. 12, 1-14). Точная дата праздника указывается в Пятикнижии: В первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня (Лев. 23, 5), наблюдай месяц Авив (Sept. τὸν μῆνα τῶν νέων = месяц новин,Vulg. mensemnovarumfrugum = месяц новых плодов), и совершай Пасху Господу, Богу твоему (Втор. 16, 1).

    Иудейский (ветхозаветный) календарь ― лунно-солнечный, причем интеркаляция (вставка) 13-го месяца происходила на основе наблюдений. Как видно из приведенных цитат, ветхозаветную Пасху положено совершать вечером 14-го числа месяца авива иудейского календаря, в полнолуние. Аналогом этого месяца в вавилонском и сирийском календарях является месяц нисан.

    В книге Левит говорится о празднике опресноков: В пятнадцатый день того же месяца (т.е. первого – М. П.) праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте (Лев. 23, 6–8). И еще: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесет его священник (Лев. 23, 10–11).

    До начала III века многие христиане праздновали Пасху, опираясь на Пасху иудеев

    Таким образом, праздник опресноков начинается 15 авива и длится семь дней. В этот праздник положено вознести первый сжатый сноп, соответственно, к полнолунию месяца авива должны созреть плоды. Если же этого не происходило, то после месяца адара, предшествовавшего авиву, добавлялся еще один, тринадцатый в году, месяц ― адар второй, а месяцем авивом становился следующий после него[1].

    К I веку по Р.Х. иудейская традиция смещает акцент праздника с 14 на 15 нисана. Этой новой традиции иудеи придерживаются до сих пор. Хотя, к примеру, Иосиф Флавий полагал, что Пасху необходимо справлять 14 нисана[2].

    Весеннее равноденствие

    О равноденствии, как о явлении, которое связано с «первым месяцем» года, говорил еще Филон Александрийский: «Начало весеннего равноденствия Моисей записывает как первый месяц в ежегодных периодах… В это время достигают зрелости зерна…»[3]. И еще в толковании на Исх. 12, 2: «[Писание] устанавливает за должное считать цикл месяцев с весеннего равноденствия. (Весеннее равноденствие [должно – М.П.] считаться) началом цикла месяцев»[4]. Иосиф Флавий: «В месяце ксанфике, который у нас называется нисан…, когда солнце стоит в знаке Овна…»[5]

    Еп. Анатолий Лаодикийский подтверждает[6] слова Филона Александрийского и Иосифа Флавия, а также приводит другие имена, как то: Аристобул Великий, «оба Агатобула» и «Мусей». По их мнению, Пасху «следует праздновать всякий раз одинаково, после весеннего равноденствия, в середине первого месяца». Это же говорит и свт. Петр Александрийский, обличая современных ему иудеев: они «стали невежественны и в отношении законоположения о Пасхе, чтобы ошибаться не только в выборе ее срока, но и в начале месяцев[,] в перв[ом – М.П.] из месяцев года, подлинно соблюдая четырнадцатый день которого после равноденствия древние справляли Пасху по божественному провозвестию»[7].

    В Тосефте говорится следующее: «Год дополняют по трем причинам: из-за авива, из-за плодов и из-за текуфы. По двум [из них] дополняют, но по одной ― не дополняют»[8].


    Принципы христианской пасхалии

    До начала III века многие христиане праздновали Пасху, опираясь на Пасху иудеев. Так, например, малоазийская практика апостола Иоанна Богослова предполагала празднование Пасхи 14 нисана (авива), в один день с иудеями, независимо от того, на какой день недели приходился Праздник, а римская практика ― в первое воскресенье после иудейской Пасхи. Александрийская Церковь также придерживалась римской практики.

    Впоследствии практика ап. Иоанна Богослова была осуждена и запрещена, ее последователи стали характеризоваться как еретики и называться «четыренадесятниками». О заблуждении четыренадесятников свт. Афанасий Великий говорит так: «Любители препирательств, выискивающие для себя вопросы, которые под предлогом спасительной Пасхи, на деле же, главным образом, ради самого спора, считаясь нашими и хвалясь именем христиан, отстаивают мнение предателей иудеев. Ведь каким бы убедительным ни было их оправдание, что, мол, написано: В первый день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца (Лк. 22, 7; ср. Мк. 14, 12 и Мф. 26, 17) – но тогда это происходило правильно, ныне же, как написано, вечно заблуждаются сердцем (Пс. 95(94), 10)»[9]. Поэтому с течением времени Римская и Александрийская Церкви разработали свою собственную пасхалию, основанную на расчете и отличную от иудейской пасхалии.

    Правило празднования Пасхи

    Правило для празднования христианской Пасхи впервые четко формулирует свт. Дионисий Александрийский для своей пасхалии, основанной на 8-летнем цикле. Опираясь на аналогичное правило для иудейской Пасхи, он говорит: «Пасху следует праздновать не иначе, как после весеннего равноденствия»[10]. П. В. Кузенков справедливо замечает, что не совсем ясно, должна ли после весеннего равноденствия быть только Пасха или вместе с ней и пасхальное полнолуние[11]. Поскольку пасхалия свт. Дионисия не сохранилась, ответ на этот вопрос дать невозможно.

    Происхождение классической александрийской пасхалии неизвестно

    Таким образом, в Александрии установилось правило праздновать Пасху после весеннего равноденствия. Как будет видно далее, в Риме также установилось это правило. Однако между александрийским и римским правилом была ключевая разница. Римляне допускали само пасхальное полнолуние до весеннего равноденствия. Александрийцы же, начиная по крайней мере с классической александрийской пасхалии, считали, что не только Пасха, но и пасхальное полнолуние должно быть после равноденствия (само пасхальное полнолуние допускалось также и в самый день равноденствия, но не позже). П. В. Кузенков считает, что первым это правило четко сформулировал свт. Петр Александрийский[12], но епископ говорил о «полнолунии после равноденствия» в контексте иудейской пасхалии[13], а не христианской. Подробнее об этом различии между римлянами и александрийцами будет сказано ниже.


    Александрийская пасхалия

    Происхождение классической александрийской пасхалии неизвестно[14]. Известно лишь, что александрийский вариант юлианского 19-летнего цикла применялся в Александрийской Церкви в IV веке. Большинство ученых относят его создание к началу IV века.

    Источники

    Основные источники, описывающие александрийский цикл:

    1.         Датировки в пасхальных посланиях свт. Афанасия Александрийского[15], каждая из которых содержит дату Пасхи и эпакту (накануне 1 тота, для 5(6) эпагомен, то есть для 28 августа[16]) на конкретный год. Некоторые из посланий дошли до нас в сирийской версии и коптских фрагментах.

    2.         Полный список посланий сохранился в сирийском «Индексе»[17] к пасхальным посланиям святителя. В «Индексе» для каждого года с 329 по 373 содержится краткий комментарий к посланию и датировка Пасхи.

    3.         Пасхальная таблица Дионисия Малого[18], римского аббата VI века.

    Дополнительные источники, содержащие информацию об александрийском цикле:

    4.         Письмо еп. Феофила Александрийского к св. имп. Феодосию Великому и пролог к пасхальной таблице еп. Феофила[19] на 380–479 гг. (всего 100 лет). Сама таблица не сохранилась.

    5.         Пролог к пасхальной таблице свт. Кирилла Александрийского[20] на 437–531 гг. (всего 95 лет). Сама таблица также не сохранилась.

    6.         Монах Беда Достопочтенный сообщает о «скачке луны»: «Египтяне применяют его в предпоследнем месяце своего года, который соответствует нашему июлю»[21].

    7.         Прп. Максим Исповедник: «Эпакты луны записываются двояко, а именно ― на 31 марта и на 28 августа»[22].

    Реконструкция

    Номера эмболимических годов и положение «скачка луны»

    Датировки свт. Афанасия, сохранившиеся в его пасхальных посланиях и «Индексе», соответствуют классическому александрийскому циклу, подробно описанному аббатом Дионисием Малым в его пасхальной таблице. Но существует несколько расхождений, связанных с описками и адаптацией александрийской Пасхи к римской с целью празднования Пасхи в один и тот же день.

    Необходимо отметить, что чередование 29-дневных и 30-дневных календарных лунных месяцев должно начинаться с 30-дневного, то есть первый лунный месяц ― 30- дневный, второй ― 29-дневный, третий ― 30-дневный и т.д. Только в этом случае лунные эпакты для 28 августа не будут «смазаны»[23].

    А. Моссхаммер выдвигает собственную точку зрения, полагая, что расхождения связаны не с описками, а свидетельствуют об отличии пасхалии свт. Афанасия от александрийского цикла[24]. Он сравнивает эпакты свт. Афанасия, классического александрийского цикла и собственной реконструкции 19-летнего цикла еп. Анатолия Лаодикийского, и приходит к выводу, что цикл свт. Афанасия:

    1)                 либо идентичен циклу еп. Анатолия;

    2)                 либо представляет собой некий переходный этап от цикла еп. Анатолия к классическому типу, описанный в 95-летней пасхалии Parisinuslatinus, опубликованной А. ван де Вивером[25].

    Упомянутая 95-летняя пасхалия, как и реконструкция А. Моссхаммером пасхалии еп. Анатолия, отличается от классического александрийского цикла только положением «скачка луны» и началом отсчета.

    Начало отсчета

    Нумерация лет в александрийской пасхалии привязана к годам правления императора Диоклетиана. В связи с этим напрашивается дата начала отсчета пасхалии ― 1 тота 284 года.

    Есть и другие версии. Так, В. Грюмель полагает, что цикл начинается в 303 году[26]. Впоследствии М. Ришар обнаружил отрывок из послания свт. Петра Александрийского[27], в котором Пасха 309 года указана на 10 апреля. При этом александрийская пасхалия к 10 апреля относит лишь пасхальное полнолуние, а сама Пасха должна была бы праздноваться 17 апреля. Этот факт заставил М. Ришара признать, что лишь 322 год может быть началом отсчета александрийской пасхалии. Однако А. Моссхаммер и Л. Холфорд-Стревенс считают, что запрет на совпадение христианской Пасхи с пасхальным полнолунием появился только после Первого Вселенского Собора[28]. Поэтому они допускают дату 303 года.

    Самая ранняя Пасха бывает 22 марта, в том случае, когда первое полнолуние приходится на субботу 21 марта

    После прихода к власти св. императора Константина Великого в 324 году, использование годов правления Диоклетиана для александрийской пасхалии выглядело бы странным, полагает Л. Иделер[29].

    В приведенной ниже таблице содержится вся основная информация об александрийской пасхалии:

    Цикл в основе пасхалии

    Юлианский 19-летний (76-летний)

    Номера эмболимических годов

    3, 6, 8, 11, 14, 17, 19 (классич. вариант)

    Начало отсчета

    1 тота 284, 303 или 322 г.

    «Скачки луны»

    1 скачок в последнем году цикла

    Пасхальные дни (лунные)

    15–21 (возможно, что до I Вселенского Собора допускался 14 день луны)

    Самое раннее пасхальное полнолуние (14 день луны)

    21 марта

    Самая ранняя Пасха

    22 марта (возможно, 21 марта)

    Самая ранняя Пасха бывает 22 марта, в том случае, когда первое полнолуние приходится на субботу 21 марта. Но, если допустить, что до Никейского Собора допускалось праздновать Пасху в 14 день луны, то самая ранняя Пасха придется на воскресенье 21 марта.

    Приложение к Александрийской пасхалии. Александрийский цикл.

    Римская пасхалия (Supputatio Romana)

    Источники

    Пасхальные таблицы, полностью описывающие римскую пасхалию Supputatio Romana, сохранились лишь в двух источниках:

    1. Амброзианская пасхальная таблица[30], найденная в 1713 году Л. А. Муратори в Амброзианской библиотеке в Милане, откуда и произошло название таблицы[31]. В рукописи присутствует несколько примеров вычисления даты Пасхи, относящихся к 810 году, поэтому можно предположить, что это и есть год написания рукописи.

    Для каждого из 84 лет пасхалии таблица содержит день недели и эпакту на 1 января, дату Пасхи и возраст луны на Пасху. Для двух годов, а именно ― для 6 и 55, указано по две даты Пасхи.

    2. Ватиканская рукопись (VaticanusReginensis 2077), датируемая VI веком. Впервые опубликована в 1740 году И. Д. Манси (Mansi). В настоящей статье используется критическое издание Т. Моммзена[32].

    Таблица содержит день недели и эпакту на 1 января, дату Пасхи и возраст луны на Пасху для 354–437 гг. (соответственно, всего (437 – 354 + 1 =) 84 года).

    Другие источники, содержащие информацию о римской пасхалии:

    3. «Хронограф 354 г.»[33], содержащий лунные эпакты на 1 января и фактические пасхальные даты в Риме для 312–411 гг. В некоторых местах эти даты были адаптированы к александрийским пасхальным датам.

    4. Кельнский пролог[34]. Сама пасхальная таблица не сохранилась.

    5. Переписка еп. Пасказина Лилибейского[35] и свт. Льва Великого[36]. Содержит спор указанных лиц относительно даты Пасхи в 444 году ― 63-м году цикла.

    6. Пролог к пасхальной таблице Виктория Аквитанского[37], ученого-пасхалиста V века. Cодержит правило Виктория, применимое к Supputatio.

    В приведенных источниках содержатся следующие сведения о Supputatio:

    1) Римский цикл ― 84-летний и совмещен с юлианским солнечным календарем.

    2) Цикл начинается 1 января 298 года, в субботу, эпакта 1, или, что совершенно не меняет структуру цикла, 1 января 299 г., в воскресенье, эпакта 12.

    3) Пасха должна праздноваться не ранее 22 марта и не позднее 21 апреля.

    4) Пасхальные дни луны ― с 16 по 22 включительно. Другими словами, если пасхальное полнолуние выпадает на субботу, то, в отличие от александрийской пасхалии, Пасха празднуется не в ближайший воскресный день, а только через неделю после него. В остальных случаях, то есть если пасхальное полнолуние выпадает на какой-то из дней с понедельника по пятницу, то, как и в александрийской пасхалии, Пасха празднуется в ближайшее воскресенье.

    5) 84 года римского цикла делятся на 7 частей («столбцов») по 12 лет, и, после каждого «столбца», кроме последнего, располагается «скачок луны». Таким образом, в Supputatio присутствует 6 скачков луны, как это и требуется для 84-летнего цикла.

    6) Правило Виктория Аквитанского ― пасхальное полнолуние должно приходиться не ранее 18 марта.

    Согласно Хронографу 354 г., в 312–342 гг. Пасха приходится не на 16–22 луны, как это было принято в пасхалии свт. Ипполита, а на 14–20 луны. И лишь два раза Пасха выпадает на 21 луну:

    a) в 319 году ― судя по всему, чтобы не праздновать 22 марта, на которое Пасха ни разу не выпадает в 312–342 гг.

    b) в 322 году ― чтобы не праздновать 18 марта, то есть слишком рано, и не праздновать 22 апреля, в недопустимый для римлян день, у которых самая поздняя Пасха была 21 апреля.

    Cамая ранняя Пасха в указанные годы ― 25 марта. Однако даты Пасхи 23 и 24 марта, возможно, просто не встречаются среди 312–342 гг.

    Вслед за Б. Крушем римская пасхалия в 312–342 гг. в данной статье будет называться «ранним Supputatio Romana», а с 343 года ― «поздним Supputatio Romana» или просто «Supputatio Romana».

    Ввиду того, что римский цикл содержит число лет, кратное 28, для каждой итерации цикла совпадают не только соответствующие дни лунно-солнечного и юлианского календарей, но и дни недели

    Б. Круш подвергает сомнению историчность дат Хронографа в 355–411 гг., считая, что они рассчитаны[38]. Это имеет под собой основание, поскольку Хронограф написан не позже 354 года и содержит очень много описок, которые можно трактовать как ошибки расчета, а еще Хронограф содержит четыре явно неверные даты ― в 357, 373, 387 и 404 годах. Аргумент же Б. Круша, что некоторые другие даты совпадают с Supputatio, не убедителен, поскольку это совпадение может означать лишь то, что Рим не уступал Александрии в выборе даты Пасхи.

    Можно согласиться с Б. Крушем, что в 354–398 гг. Ватиканская рукопись содержит фактические даты Пасхи в Риме[39]. Такой вывод он делает на основании того, что Ватиканская рукопись совпадает с Сирийским индексом в 354–373 гг. (360 год в расчет не берется, в нем ошибка). Тот же самый вывод он делает и для 374–398 гг. Исключение составляет 387 год, где ученый признает расхождение.

    399–437 гг. в Ватиканской рукописи, как считает Б. Круш, содержат рассчитанные даты. Действительно, среди них есть 2 неверные даты: в 414 и 424 годах, а еще, возможно, в 436 году. Довод же Б. Круша о том, что некоторые другие даты совпадают с Supputatio, – опять-таки неубедителен, поскольку это совпадение может означать, что Рим попросту не уступал Александрии в выборе даты Пасхи.

    Реконструкция

    В приведенных двух пасхальных таблицах содержатся ошибки, но в каждой из них они исправляются на основании логики и с помощью другой таблицы. Таким образом, на основании этих двух таблиц можно полностью реконструировать римский цикл.

    Ввиду того, что римский цикл содержит число лет, кратное 28, для каждой итерации цикла совпадают не только соответствующие дни лунно-солнечного и юлианского календарей, но и дни недели. Отсюда следует, что даты Пасхи повторяются для каждой итерации цикла, в отличие от александрийской пасхалии.

    Необходимо отметить, что чередование 29-дневных и 30-дневных календарных лунных месяцев, в отличие от александрийского цикла, должно начинаться с 29-дневного, то есть первый лунный месяц ― 29 дневный, второй ― 30 дневный, третий ― 29-дневный и т.д. Только в этом случае лунные эпакты для 1 января и 1 марта не будут «смазаны»[40].

    Приведем список годов, для которых предполагаются «двойные даты» Пасхи:

    № года в цикле

    Ранняя дата

    Поздняя дата

    Полно-луние

    День луны

    Пасха

    Источ-ник

    Полно-луние

    День луны

    Пасха

    Источ-ник

    6

    19 мар.

    16

    21 мар.

    А

    17 апр.

    15

    18 апр.

    А Х

    23

    28 мар.

    В

    9

    16 мар.

    22

    24 мар.

    В?*

    14 апр.

    21

    21 апр.

    А (В) [В] Х

    44

    18 мар.

    18

    22 мар.

    А

    16 апр.

    17

    19 апр.

    В

    55

    16 мар.

    20

    22 мар.

    А В Х?

    14 апр.

    19

    19 апр.

    А Х?

    63

    17 мар.

    23

    26 мар.

    П

    15 апр.

    15

    16 апр.

    А Х

    71

    19 мар.

    18

    23 мар.

    А

    17 апр.

    17

    20 апр.

    В Х

    82

    17 мар.

    21

    24 мар.

    (А)

    15 апр.

    20

    21 апр.

    [А] В Х

     

    * Ватиканская рукопись не исключает и такое прочтение, что, впрочем, крайне маловероятно.

     

    Жирным шрифтом выделены несоответствия правилам римской пасхалии. В скобках указаны источники для соответствующих пасхальных дат: в круглых ― по мнению Б. Круша, в квадратных ― по мнению Э. Шварца.

    Кроме нарушений, отмеченных в таблице, существует еще одно нарушение, где предусмотрена только одна дата Пасхи, а именно ― в 36 году цикла. Для этого года Пасху предписывается праздновать 25 марта, 22 день луны. Полнолуние, соответствующее этой дате, приходится на 17 марта, что противоречит правилу Виктория Аквитанского. Однако, альтернативная дата Пасхи в апреле приходилась бы на 22 апреля, а празднование Пасхи не позднее 21 апреля ― это единственное правило, которое в римской пасхалии никогда не нарушается. Возникающие коллизии обусловлены тем, что выполнение всех правил римской пасхалии на практике невозможно (в определенных годах).

    Необходимо отметить, что для эпакт с 26 по 30 (следовательно, для всех полнолуний после 14 апреля включительно и некоторых полнолуний 13 апреля) пасхальное полнолуние имеет 13 день луны, то есть смещено на один день. Так обстоит дело в 6, 9, 17, 28, 44, 47, 55, 63, 71, 74 и 82 годах цикла. Л. Холфорд-Стревенс трактует этот феномен так, что для этих эпакт вставной 13-й лунный месяц считается 29-дневным[41]. Реконструкция римского цикла, собственно, заключается в том, чтобы определить, какие даты содержит римский цикл в годах, имеющих «двойные» даты.

    Реконструкция Б. Круша

    Примечательно, что в реконструкцию Б. Круша входят все теоретически возможные даты римской пасхалии, то есть все те даты, которые удовлетворяют правилам римской пасхалии, кроме даты 28 марта, 23 луна для 6-го года цикла. Этот факт легко проверить простым перебором полнолуний и соответствующих им дат Пасхи для каждого из 84 годов цикла.

    Реконструкция Э. Шварца

    Э. Шварц берет за основу своей реконструкции Амброзианскую пасхальную таблицу[42]. Эта таблица для всех годов римского цикла, кроме двух, содержит только одну дату Пасхи. Именно поэтому у него только в 6-м и 55-м году цикла содержится по две даты Пасхи.

    Как видно из приведенной выше таблицы, для остальных годов Э. Шварц использует следующие даты Пасхи:

    № года в цикле

    Пасха

    День луны

    Полно-луние

    9

    21 апр.

    21

    14 апр.

    44

    22 мар.

    18

    18 мар.

    63

    16 апр.

    15

    15 апр.

    71

    23 мар.

    18

    19 мар.

    82

    21 апр.

    20

    15 апр.


     

    Реконструкция А. Моссхаммера

    А. Моссхаммер ориентируется на реконструкцию Э. Шварца[43]. Однако он замечает, что в теоретических подсчетах, не касающихся реконструкции, Э. Шварц допускает пасхальное полнолуние раньше 18 марта, что противоречит правилу Виктория Аквитанского.

    Остается непонятным, почему для 55-го года А. Моссхаммер предлагает две даты. Ведь первая дата противоречит правилам Виктория Аквитанского, а вторая дата ― не противоречит ни одному из правил.

    В отличие от Э. Шварца, А. Моссхаммер в своей реконструкции использует две пасхальные даты для 63 года, то есть включает и дату из письма еп. Пасказина.

    Римляне, сознательно или несознательно, в Supputatio Romana, как и в пасхалии свт. Ипполита, отходят от правила празднования Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи, поскольку в определенные годы пасхальное полнолуние берется ими до равноденствия

    Несложно видеть, что правило Виктория Аквитанского для Supputatio Romana имеет условный характер. Если в 36-м году цикла это правило нарушается, чтобы не праздновать Пасху 22 апреля, в 63-м году – чтобы дать альтернативную раннюю Пасху для поздней Пасхи в 15 день луны, то в 9-м, 55-м и 82-м годах правило Виктория нарушается без видимой причины. И даже если предположить, что мнение Б. Круша в 82-м году ошибочно, то в 55-м году ошибок быть не может. Если же брать в рассмотрение сведения, доставляемые еп. Пасказином[44], о возможности празднования Пасхи 444 года 25 марта, то можно сказать, что правило Виктория нарушается и в 63-м году цикла.

    По-видимому, правило Виктория имело место в пасхалии свт. Ипполита Римского, где его строгое соблюдение было необходимо, поскольку оно обеспечивало то, что Пасха будет не ранее 20 марта. Ведь в цикле свт. Ипполита при пасхальном полнолунии 18 марта Пасха могла прийтись на любой из дней луны с 16 по 22 и, соответственно, на любой день с 20 по 27 марта. В Supputatio же каждому году ставится в соответствие не только пасхальное полнолуние, но и конкретный день Пасхи, и поэтому правило Виктория может свободно нарушаться с тем единственным условием, чтобы сама Пасха была после равноденствия 21 марта. Таким образом, на наш взгляд, правило Виктория в Supputatio вообще не используется – оно относится к пасхалии свт. Ипполита.

    Мы не беремся точно реконструировать Supputatio Romana, во-первых, потому что все реконструкции этого цикла могут иметь лишь гипотетический характер, а во-вторых, потому что точная реконструкция не имеет большого значения для цели этого исследования. Однако мы проведем некоторое осмысление того, какой принцип лежит (точнее, может лежать) в основе построения римского цикла.

    Таких принципов, на наш взгляд, может быть четыре:

    A.                Принцип «Пасха должна быть после равноденствия».

    B.                Правило Виктория Аквитанского: пасхальное полнолуние ― не ранее 18 марта. Хотя мы считаем, что это правило не относится к Supputatio, но для полноты картины необходимо учесть и такую версию.

    C.                Принцип «Пасхальное полнолуние ― не ранее весеннего равноденствия», исходящий из первоначального принципа, которого до III века придерживались как Римская, так и Александрийская Церкви ― праздновать Пасху в первое воскресение после ветхозаветной Пасхи.

    Необходимо отметить, что принцип C вступает в конфликт с римским правилом не праздновать Пасху после 21 апреля, а это приводит к тому, что в определенных годах принцип C корректируется в пользу этого «нерушимого» правила.

    D.                Принцип «Все возможные даты Пасхи между 22 марта и 21 апреля включительно».

    Выбор даты Пасхи в случае «двойных дат» для первых трех принципов выглядит следующим образом:

     

    A. «Пасха –

    после 21 марта»

    B. «Пасх. полнолуние – не ранее 18 марта»

    C. «Пасх. полнолуние – не ранее 21 марта»

    № года в цикле

    Пасха

    День луны

    Полно-луние

    Пасха

    День луны

    Полно-луние

    Пасха

    День луны

    Полно-луние

    6

    21 мар.

    16

    19 мар.

    21 мар.

    16

    19 мар.

    18 апр.

    15

    17 апр.

    28 мар.

    23

    28 мар.

    23

    9

    24 мар.

    22

    16 мар.

    21 апр.

    21

    14 апр.

    21 апр.

    21

    14 апр.

    44

    22 мар.

    18

    18 мар.

    22 мар.

    18

    18 мар.

    19 апр.

    17

    16 апр.

    55

    22 мар.

    20

    16 мар.

    19 апр.

    19

    14 апр.

    19 апр.

    19

    14 апр.

    63

    26 мар.

    23

    17 мар.

    16 апр.

    15

    15 апр.

    16 апр.

    15

    15 апр.

    71

    23 мар.

    18

    19 мар.

    23 мар.

    18

    19 мар.

    20 апр.

    17

    17 апр.

    82

    24 мар.

    21

    17 мар.

    21 апр.

    20

    15 апр.

    21 апр.

    20

    15 апр.

     

    Как видно, реконструкция A содержит в себе все ранние даты, C ― все поздние даты, B ― как ранние, так и поздние даты. Что касается реконструкции D, то она будет содержать все возможные даты ― и ранние, и поздние.

    Амброзианская таблица больше всего подходит к реконструкции B. Ватиканская же рукопись и Хронограф 354 г. совпадают, за редким исключением, с реконструкцией C, что, по-видимому, обусловлено влиянием александрийской пасхалии на римскую, о чем пойдет речь ниже. Реконструкции D больше всего соответствует реконструкция Б. Круша.

    Реконструкции A не соответствует ни один из сохранившихся источников. Можно предположить, что правило Виктория было необдуманно заимствовано из пасхалии свт. Ипполита в Supputatio, в обход принципа A ― праздновать Пасху после равноденствия, который должен был бы появляться в основе Supputatio Romana с точки зрения логики.

    Итак, мы получили четыре теоретические реконструкции римской пасхалии, основанные на четких принципах. Являются ли они реальными реконструкциями римской пасхалии? Ответ на этот вопрос не относится к цели данной статьи. Здесь важен лишь тот бесспорный факт, что римляне, сознательно или несознательно, в Supputatio Romana, как и в пасхалии свт. Ипполита, отходят от правила празднования Пасхи в первое воскресенье после иудейской Пасхи, поскольку в определенные годы пасхальное полнолуние берется ими до равноденствия. Делают ли они это нарочито, как это было бы в случае принципа A, B или D, или вынужденно, как это было бы в случае принципа C, остается неизвестным.

    В следующей таблице содержится вся основная информация о пасхалии Supputatio Romana:

    Цикл в основе пасхалии

    84-летний

    Номера эмболимических годов

    Нерегулярное распределение

    Начало отсчета

    1 января 298 (299) г.

    «Скачки луны»

    Через каждые 12 лет. В конце цикла скачок не делается. Всего (84 / 12 – 1 =) 6 скачков.

    Пасхальные дни луны

    16–22 (как исключение, 15 и 23)

    Самое раннее пасхальное полнолуние (14 нисана)

    18 марта (как исключение, 16 и 17 марта)

    Самая ранняя Пасха

    22 марта (как исключение, 21 марта)

    Дополнительно

    Самая поздняя Пасха – 21 апреля

    Приложение к римской пасхалии. Римский цикл.

    Экскурс: Сирийская пасхалия

    Гипотеза о существовании сирийской пасхалии, отличавшейся от александрийской, выдвинута на основании данных из пасхальной таблицы аббата Дионисия Малого.

    Источники

    В пасхальной таблице абб. Дионисия Малого в 5-м столбце описан некий цикл под названием «лунный круг»[45] (lunaecirculus, circuluslunaris).

    Это единственный источник, содержащий информацию о лунном круге. Происхождение этого цикла неизвестно.

    Реконструкция

    Реконструкция лунного круга ― это юлианский 19-летний цикл с классическим расположением эмболимических годов. Отличие лунного круга от александрийского цикла в том, что они смещены относительно друг друга на 3 года. Ввиду этого, в 5-й и 16-й годы «лунного круга» пасхальное полнолуние приходится ранее 21 марта.

    Здесь необходимо отметить, что в то время 21 марта являлось днем весеннего равноденствия. И, как несложно заметить, александрийская и римская пасхалии не допускают празднование Пасхи ранее этой даты. Лунный же круг это допускает дважды за одну итерацию цикла.

    Монах Беда Достопочтенный утверждает, что начало лунного круга приурочено к началу лунного месяца 1 января[46]. Но 1 января первого года лунного круга имеет возраст луны 11. Д. Петавиус предполагает, что лунный круг ― это некий известный на западе пример 19-летнего цикла[47]. Тем не менее, для подтверждения этой гипотезы не существует никаких источников[48]. А. Моссхаммер выдвигает гипотезу о том, что лунный круг является в действительности циклом еп. Анатолия Лаодикийского, опять же, в реконструкции автора[49].

    Лунный круг характерен тем, что порядок лет в нем точно совпадает с таковым в цикле классической александрийской пасхалии и в 19-летнем «малом круге» раввинистического иудейского календаря. В связи с этим некоторые исследователи предположили возникновение 19-летнего цикла в иудео-вавилонской календарной традиции III века[50]. В пользу этой версии свидетельствует и раввинистическое предание об изобретении иудейского календаря в III–IV вв. по Р.Х. Однако надежные свидетельства о 19-летнем цикле в иудаизме датируются не ранее VIII века[51].

    В. В. Болотов обратил внимание на то, что начало 7-го месяца лунного круга совпадает с днем осеннего равноденствия, то есть началом сиро-македонского года[52]. Другая особенность цикла ― в 19-м году начало 1-го месяца (нисана) попадает на 1 апреля. В антиохийском юлианском календаре месяцу апрелю соответствует месяц с названием «нисан». «Таким образом, в последний год каждого цикла 1 нисана лунного календаря возвращается в 1 нисана антиохийского солнечного календаря»[53].

    Впрочем, как считает П. В. Кузенков, «применение иудеями именно «сирийского цикла» (в реконструкции Болотова: с началом 1 апреля и пасхальной границей 18 марта) не зафиксировано источниками. Иудейские общины Сирии ― и вслед за ними протопасхиты ― могли пользоваться и каким-то иным типом календаря»[54]. Единственное «весьма смутное», по мнению П. В. Кузенкова, свидетельство ― это упоминание Ананией Ширакаци «лунного цикла арабов и македонян», который якобы изобрел Ориген, «следуя схеме, аналогично применявшейся для праздников евреев»[55].

    В приведенной таблице содержится вся основная информация о лунном круге:

    Цикл в основе пасхалии

    Юлианский 19-летний (76-летний)

    Номера эмболимических годов

    3, 6, 8, 11, 14, 17, 19 (классич. вариант)

    Начало отсчета

    1 апреля 19-го года цикла (в реконструкции В.В. Болотова), точный год неизвестен

    «Скачки луны»

    1 скачок в последнем году цикла

    Пасхальные дни (лунные)

    15–21

    Самое раннее пасхальное полнолуние (14 день луны)

    18 марта

    Самая ранняя Пасха

    19 марта

     Итак, подводя итог вышесказанному, можно говорить о том, что изучение пасхалий, их возникновений и источников, а также попытка восстановить хотя бы часть таковых ― дело сложное и требующее глубокого проникновения во все существующие исторические материалы. И, стоит отметить, что это исследование позволяет осуществить теоретические реконструкции пасхалий и сопоставить их между собой. Но из-за недостаточности информационных и достоверных источников многое остается неизвестным.

    Приложение к главе о Сирийской пасхалии. Сирийский цикл.

    чтец Михаил Петрухно

    Ключевые слова: пасхалия, лунно-солнечный календарь, пасхальные послания, полнолуние, весеннее равноденствие, Римская пасхалия, Александрийская пасхалия, циклы, реконструкция, лунный круг, Пасха, Церковь, праздник



    [1] Болотов В. В. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка // Христианское чтение. ― СПб., 1893. № 7-8. ― С. 164–165.

    [2] Иосиф Флавий. Иудейские древности (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 556–557.

    [3] Филон Александрийский. О жизни Моисея // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 549.

    [4] Филон Александрийский. Вопросы и ответы на Книгу Исхода (отрывки) // Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. – М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. – С. 555.

    [5] Иосиф Флавий. Иудейские древности (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 556–557.

    [6] Анатолий Лаодикийский, еп. Правила о Пасхе (Euseb. HE. VII, 32) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 577.

    [7] Пётр Александрийский, сщмч. Слово о Пасхе к Трикентию (отрывок из Chron. Pasch.) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 580.

    [8] Тосефта. Санхедрин 2:2 // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 575.

    [9] Афанасий Великий, свт. Послание к еп. Епифанию Кипрскому (отрывок из Chron. Pasch.) // Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 603–604.

    [10] Дионисий Александрийский, сщмч. Пасхальные послания (Euseb. HE. VII, 20) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 575.

    [11] Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 155.

    [12] Там же.

    [13] Пётр Александрийский, сщмч. Слово о Пасхе к Трикентию (отрывок из Chron. Pasch.) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 580.

    [14] Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 152.

    [15] Atanasio di Alessandria, s. Lettere festali // Atanasio di Alessandria. Lettere festali; Anonimo. Indice delle lettere festali / Introduzione, traduzione e note a cura di A. Camplani. ― Milano, 2003.

    [16] Вставка дополнительного дня (6 эпагомен) в високосном александрийском году не влияет на возраст луны, поэтому для високосного года эпакты для 5 эпагомен (28 августа) и 6 эпагомен (29 августа) одинаковы.

    [17] Atanasio di Alessandria, s. Indice delle lettere festali // Atanasio di Alessandria. Lettere festali; Anonimo. Indice delle lettere festali / Introduzione, traduzione e note a cura di A. Camplani. ― Milano, 2003.

    [18] Dionysius Exiguus, abb. Libellus de cyclo magno Paschae // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Die Entstehung unserer heutige Zeitrechnung. ― Berlin, 1938. ― S. 63–74.

    [19] Theophili Alexandrini episcopi prologus // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 220–226.

    [20] Cyrilli episcopi prologus // The Armenian Version of Revelation and Cyril of Alexandria’s Scholia on the Incarnation and Epistle on Easter / Edited and englished by F. C. Conybear. ― London: The Text and Translation Society, 1907. ― P. 215–221.

    [21] Beda, mon. De temporum ratione. 42 // Migne J.-P. (ed.). Patrologia Latina, T. XC. ― Paris, 1857. ― Col. 481.

    [22] Максим Исповедник, прп. Толкование вкратце на Пасху Христову (отрывки) // Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 703.

    [23] См. Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 162.

    [24] Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. ― Oxford e.a.: Oxford University Press, 2008. ― P. 178–182.

    [25] Vyver A., van de. L’évolution du comput alexandrin et romain du IIIe au Ve siècle // Revue d’Histoire Ecclésiastique. T. 52. ― Paris, 1957. ― P. 5–52.

    [26] Grumel V. La Chronologie. ― Paris: Presses Universitaires de France, 1958. ― P. 36.

    [27] Richard M. Le florilège du cod. Vatopédi 236 sur le corruptible et l’incorruptible // Le Muséon. Vol. 86. ― 1973. ― P. 267.

    [28] Holford-Strevens L. History of Time: A Very Short Introduction. ― Oxford: Oxford University Press, 2005. ― P. 129. Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. ― Oxford e.a.: Oxford University Press, 2008. ― P. 151.

    [29] Ideler Chr. L. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. ― Berlin: Rücker, 1825–1826. Bd. I. ― S. 161; Bd. II. ― S. 231–232.

    [30] Ambrosianische Ostertafel, die // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 236–240.

    [31] Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. ― Oxford e.a.: Oxford University Press, 2008. ― P. 206.

    [32] Cyclus paschalis annorum // Chronica minora ss. IV–VII / Ed. Th. Mommsen. Vol. I. ― Berlin: Weidmann, 1892. ― P. 739–743.

    [33] Chronographus anni CCCLIV // Chronica minora ss. IV–VII / Ed. Th. Mommsen. Vol. I. ― Hannover: Hahn’sche Buchhandlung, 1892. ― P. 13–76.

    [34] Cölner Prolog, der // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 227–235.

    [35] Pascasinus, ep. Epistola ad beatissimum papam Leonem de ratione Paschae // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 247–250.

    [36] Leo Magnus, s. Epistola 88, Pascasino episcopo Lilibetano // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 255–257.

    [37] Victorius Aquitanus. Cursus Paschalis cum Prologo ad Hilarum archidiaconum // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Die Entstehung unserer heutige Zeitrechnung. ― Berlin, 1938. ― S. 16–52.

    [38] Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 72.

    [39] Там же. S. 80.

    [40] См. Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 162.

    [41] Blackburn B., Holford-Strevens L. The Oxford Companion to the Year. ― Oxford: Oxford University Press, 1999. ― P. 806.

    [42] Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. ― Berlin: Weidmann, 1905. ― S. 46.

    [43] Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. ― Oxford e.a.: Oxford University Press, 2008. ― P. 209–213.

    [44] Pascasinus, ep. Epistola ad beatissimum papam Leonem de ratione Paschae // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Der 84-jährige Ostercyclus und seine Quellen. ― Leipzig: Veit, 1880. ― S. 248.

    [45] Dionysius Exiguus, abb. Libellus de cyclo magno Paschae // Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Die Entstehung unserer heutige Zeitrechnung. ― Berlin, 1938. ― S. 74.

    [46] Beda, mon. De temporum ratione. 56 // Migne J.-P. (ed.). Patrologia Latina, T. XC. ― Paris, 1857. ― Col. 544.

    [47] Petavius D. Opus de doctrina temporum. ― Antverpiae: G. Gallet, 1703 (2 ed.). ― P. 512.

    [48] Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 178.

    [49] Mosshammer A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. ― Oxford e.a.: Oxford University Press, 2008. ― P. 159.

    [50] Strobel A. Ursprung und Geschichte des frühchristlichen Osterkalenders. ― Berlin: Akademie, 1977. ― S. 430–440. Neugebauer O. Ethiopic Easter Computus // Oriens Christianus. Bd. 63. ― 1979. ― S. 87–102.

    [51] Stern S. Calendar and Community: A History of the Jewish Calendar, 2nd century BCE – 10th century CE. ― Oxford: Oxford University Press, 2001. ― P. 197.

    [52] Болотов В. В. Александрийская пасхалия: логика и эстетика // Календарный вопрос: сборник статей / Ред.-сост. А. Чхартишвили. ― М.: Изд. Сретенского монастыря, 2000. ― С. 109.

    [53] Кузенков П. В. Христианские хронологические системы. ― М.: Русский изд. центр им. св. Василия Великого, 2015. ― С. 179.

    [54] Там же. С. 180.

    [55] Conybeare F.C. Ananias of Shirak (A.D. 600–650 c.) // Byzantische Zeitschrift. ― Leipzig; Munchen, 1897. Bd. 6. ― S. 578.



    Новости по теме

    Как не утратить радость Воскресения Христова? Протоиерей Андрей Рахновский Православные христиане празднуют Пасху не один, а целых 40 дней. Этот период – своеобразный «брат-близнец» 40-дневного Великого поста. Но если суть поста – покаяние, внутренняя работа над собой – всем ясна, то для чего нам даны эти особые дни радости, как их правильно употребить?
    Вместе с протоиереем Андреем Рахновским мы разбираемся: на что же стоит обратить особое внимание в дни празднования Воскресения Христова? как сохранить пасхальную радость, не растерять ее? что вообще такое духовная радость, должна ли она сочетаться с покаянием, или это вещи противоположные? как отличить радость духа от обычных положительных эмоций? И, главное, как поделиться радостью с окружающими?
    Почему Пасху отмечают каждый год в разные дни: о появлении первых праздничных календарей Михаил Петрухно В этом году Пасха приходится на 8 апреля, в прошлом году она была 16 апреля, а иногда вообще выпадает на май. Из-за чего это происходит? Ответ на этот вопрос нужно искать в далёких веках.
    Пасха – начало всеобщего Воскресения! Святитель Филарет Московский На протяжении истории чудо воскрешения мертвых творили пророки и святые люди. Но никогда не было такого, чтобы человек воскресил сам себя, – замечает святитель Филарет Московский в своем пасхальном слове. Предлагаем Вашему вниманию его рассуждения о силе и значении Воскресения Христова.