Михаил Попадюк 4206
При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах.
При употреблении словосочетания «религиозная культура» в первую очередь в памяти всплывает личный опыт. Седовласый протоиерей гневно отчитывает молодую девушку, возможно, впервые зашедшую в храм, за «неподобающий внешний вид», который заключался в коротких рукавах и джинсах.
Давать оценку вышеописанному случаю не представляется необходимым именно сейчас. Вопрос в следующем: является ли этот эпизод иллюстрацией к термину «религиозная культура»? Однозначно – да.
В силу некоторых исторических обстоятельств, еще со времен Петра I, личности, безусловно, неоднозначной, в России религиозная культура переживает почти неизменное стремление вниз. Русская культура неотъемлемо, неразрывно связана с Православием, господствующей религией нашей многонациональной страны, настолько, что даже государственный гимн в фразе: «Хранимая Богом родная земля» входит в некоторый диссонанс с Конституцией РФ, которая гласит, что Россия – «светское» государство, что, однако же, совсем не синоним слова «атеистическое».
Петровская европеизация послужила первой мощной волной атаки на религиозную культуру нашего народа. Эпоха дворцовых переворотов, правление атеистки Екатерины II, первая половина царствования Александра I лишь усугубляли ситуацию, и, в конце концов, победу безбожно-гуманистических ценностей над ценностями Православными зафиксировал устав духовных школ конца XIX века, предписывавший обязательное причащение воспитанников минимум один раз в год. Это ничтожно малая цифра. В духовном смысле семинаристы должны быть элитой общества, и если уж они приступали к важнейшему Таинству Церкви так редко, то требовать от остальных верующих высокого уровня религиозной культуры попросту невозможно.Со времен Петра I в России религиозная культура переживает почти неизменное стремление вниз
Советская эпоха в этом вопросе послужила очень интересным лакмусом. С одной стороны, те верные чада Церкви, которые даже в годы страшных притеснений оставались с ней, оказались на высоком духовном уровне. И тем разительнее теперь, по окончании этих испытаний, пропасть между ними и теми, кто, с другой стороны, за эти годы воспитался и укоренился в оторванном от веры в Бога своем материалистическом мирке.
Последние, которых сейчас подавляющее большинство, передают свои знания новому поколению, порой вообще не подозревающему о том, что происходит внутри церковной ограды, и почему некоторые их сверстники раз в неделю предпочитают не проводит время в развлечениях с ними, а торопятся с самого утра в храм. Но думать, будто бы эти бедные люди не нуждаются в Боге, наивно. Полагать, что придя первый раз в жизни или после огромного перерыва в церковь, они обязаны копировать наше поведение и внешний вид – безрассудство.
Для начала, говорить, что мы сами являемся образцами религиозно культурных людей – это признак прелести. А самая известная педагогическая аксиома гласит: «Хочешь чему-то научиться – научи другого». Выходит, наш путь – это не осуждение несчастного человека, наши с которым предки веками уничтожали в собственном народе высокий духовный уровень. Наш путь – это не осуждение тех, зачастую пожилых людей, которые с воплями и разной степенью невоспитанности бросаются на тинэйджера в рваных джинсах. Наш путь заключается в том, чтобы не стать самим такими пожилыми людьми в будущем, и для этого в настоящем мы с максимальной тактичностью, как на первом свидании, должны помогать окружающим познавать азы, а, если Господь поможет, то и вникать в стержень, суть религиозной культуры Православной Церкви.С максимальной тактичностью, как на первом свидании, мы должны помогать окружающим познавать азы и вникать в суть религиозной культуры Православной Церкви
Так не будем же создавать препятствия, а, наоборот, будем помогать по мере наших сил каждому в его личном первом свидании с Богом.
Михаил Попадюк
Студент 1 курса магистратуры
Ключевые слова: эссе, культура, Россия, Православие, история.