Чтение как инструмент пастырского душепопечения

Московская Сретенская  Духовная Академия

Чтение как инструмент пастырского душепопечения

Серафим Алпатов 19335



Чтение также относится к инструментам пастырского душепопечения ― наставлению словом. Однако в отличие от устного научения здесь слово воздействует на людей в письменном виде, будь то Священное Писание или другие книги. Давайте поподробнее рассмотрим виды чтения для спасения человеческой души.

Основания в Священном Писании

В древности, как известно, книг не было. Вся информация передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну.

Бог дал пророку Моисею каменные скрижали с Законом Божиим (См.: Исх. 31:18). Закон, записанный Моисеем[1], стал важнейшей частью жизни Богоизбранного народа. За его неисполнение полагалась кара (См.: Втор. 28: 58-59), поэтому священники должны были читать и объяснять закон народу (См.: Неем. 8: 7-8). И днём и ночью говорит Господь о научении закону и перед началом служения Иисуса Навина (См.: Нав. 1:8), указывая, что начальствующие и служащие Богу должны постоянно помнить о законе. Чтение Торы в Ветхом Завете воспринималось как священнодействие[2].

Впоследствии стали появляться и другие книги Ветхого Завета: исторические, писания пророков, книги мудрости, которые употреблялись за богослужением, как, например, Псалтирь, и другие.

Христос в своей проповеди постоянно апеллировал ко Священному Писанию, объяснял его для Своих учеников, делал его доступным для них (См.: Лк. 24:27; 45). Он прямо говорил: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:39) и обличал незнание Писания саддукеями: (См.: Мф. 22:29). В синагоге Он Сам читал текст Писания и учил на его основании народ (См.: Лк. 4:16-17).

Чтение без совершения дела не принесёт пользы читающему, т.к. такие люди уподобляются книжникам и фарисеям.

Апостолы в своей проповеди подобно Христу постоянно прибегали к Писаниям. В книге Деяний описывается, как апостол Филипп толковал Священное Писание и на его основе благовествовал об Иисусе Христе евнуху, читавшему книгу пророка Исаии (См.: Деян. 8:35).

Апостол Павел заходил в синагоги и учил иудеев на основании Священного Писания (См.: Деян. 17:2-11). В своём послании к Тимофею он пишет о том, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. 3:16). Таким образом он завещает Тимофею, как пастырю, постоянно прибегать к Священному Писанию для наставления людей, для душепопечения о них. В своих посланиях к общинам апостолы ссылаются по разным вопросам на то, что говорит по этому поводу Писание[3].

Итак, даже в самой Библии постоянно говорится о необходимости ее чтения. В Ветхом Завете люди должны были читать и исполнять Закон Божий. Священники и учителя объясняли, толковали его для людей. Христос также приходил в синагоги и учил на основании Писаний, обличал его незнание. Святые апостолы после того, как им открылись глаза, стали понимать Писание, объясняли его для людей, строили на нём свою проповедь о Христе, а потом и сами оставили нам послания, которые вошли в состав Нового Завета.


Чтение книг в святоотеческом наследии

Святоотеческое наследие много говорит о пользе чтения Священного Писания, творений святых отцов, даёт различные советы и рекомендации по чтению той или иной духовной литературы для своих чад. Их необходимо изучать, чтобы проверять правильность учения священника, наставника, усваивать то, что согласно с Писанием  и отвергать ложное, чтобы не быть обманутым[4], чтобы не поддаться на «бабьи басни» (См.: 1 Тим. 4:7). Сами же пастыри не могут ничему научить других, не могут совершать душепопечение, не зная Священного Писания, так как они сами находятся во тьме[5]. Священник не может научить других Истине, не зная Священного Писания[6]. Для этого к чтению начинают приучать еще до принятия сана, в момент поставления во чтеца, т.е. вводя человека в клир, архиерей говорит: «тебе подобает ежедневно читать Божественные Писания»[7].

Однако и просто чтение без совершения дела не принесёт пользы читающему[8], т.к. такие люди уподобляются книжникам и фарисеям, которых Христос обличал за неисполнение прочитанного. Более того, Н. Е. Пестов пишет, что от чтения духовных книг без применения в жизни может создаться самообман, что человек уже начал духовно расти, поэтому прочитанное надо сразу воплощать в жизнь[9]. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что нужно, «чтоб Евангелие усвоилось уму и сердцу, чтоб ум, так сказать, плавал в нем, жил в нем»[10]. Именно в таком случае люди смогут жить так, как заповедовал Христос.

Праведный Иоанн Кронштадтский сокрушается о том, что в домах наших людей перестали читать Псалтирь, и связывает это с духовным падением нашего народа.

Вторым основным чтением после Священного Писания, является чтение самих святоотеческих книг, а также сочинений подвижников благочестия. Святитель Феофан Затворник, труды которого мы сейчас также считаем святоотеческими, писал: «Плодоноснее слово Божие, а за ним — отеческие писания и жития святых»[11].

Священник сам должен быть хорошо начитан творениями святых отцов и подвижников благочестия. Святитель Григорий Богослов говорит о том, что незнание истин веры можно было бы простить простолюдинам, но не учителю[12]. Кроме того, он также и не отрицает знания священником светских наук[13].

Таким образом книги лишь закладывают определённый фундамент в духовную жизнь человека, но потом на их основе самому человеку под руководством этих книг, в первую очередь Евангелия, нужно строить свою жизнь, борьбу с грехом, духовное возрастание.


Разновидности чтения в современном мире

Чтение Священного Писания

Обязанность священника состоит в том, чтобы наставлять народ в Священном Писании: читать и толковать его прихожанам во время проповеди в храме, создавать Евангельские кружки, давать рекомендации прихожанам относительно чтения ими Евангелия. Другим способом может быть толкование текстов Священного Писания в специальной публикации приходской газеты, на сайте, на странице в социальных сетях.

Рассмотрим некоторые рекомендации для прихожанина по чтению Священного Писания из святоотеческих творений, на которые может ориентироваться священник, советуя прихожанам читать Библию.

Один из святоотеческих принципов – давать те или иные книги Священного Писания, соразмеряя духовный уровень человека. Например, святитель Василий Великий не советует некоторым людям читать ветхозаветные книги, которые в силу своих особенностей могут причинить вред нетвёрдым в вере[14], в отличие от чтения Нового Завета.

Чтение Священного Писания определяется согласно духовному состоянию человека.

Святитель Филарет Московский говорит о чтении по одной или две главы в день из Нового Завета и по кафизме из Псалтири[15]. Причём праведный Иоанн Кронштадтский сокрушается о том, что в домах наших людей перестали читать Псалтирь, и связывает это с духовным падением нашего народа[16]. А преподобный Георгий Затворник даёт своим чадам читать определённые отрывки, главы из библейских книг[17]. К подобному опыту прибегает и епископ Егорьевский Тихон, давая задание семинаристам и советуя людям читать каждый день в течение некоторого времени 5, 6, 7-ю главы Евангелия от Матфея, где Господь говорит, какими Он хочет видеть Своих учеников, и сравнивать, что получилось, а что нет, за прошедший день[18].
 

Подобным образом и священник Александр Ельчанинов выделяет два способа чтения Евангелия: «1) по одному-два стиха и обдумывать их весь день, или же 2) когда хорошо знаешь Евангелие — читать большими частями (всего Евангелиста, все 4 Евангелия сразу), чтобы уловить связь событий и общий дух»[19]. Митрополит Антоний Сурожский, например, предлагает читать Евангелие и отмечать особо понравившиеся и полезные для себя стихи, потому что эти места показывают «красоту настоящего человека во Христе»[20]. В таком случае Евангелие перестаёт быть отдалённой книгой, оживает для человека, становится для него родным.

Протоиерей Алексий Уминский для борьбы со страстями рекомендует читать не «Сто тысяч советов батюшки по каким-то поводам», а серьёзную духовную литературу.

Одной из форм употребления этого инструмента можно назвать совместное чтение Священного Писания священника с человеком. Для этого священнику придётся потратить больше времени, но у него будет возможность что-то пояснить специально для читающего.

Таким образом, чтение Священного Писания определяется согласно духовному состоянию человека. Одному полезно каждый день читать по главе из Евангелия утром, другому вечером. А третьему лучше читать только положенное уставом в этот день зачало и, например, «Мысли святителя Феофана Затворника на каждый день года по церковному чтению». То же самое и с добавлением чтения из Апостола. Более совершенным в христианской жизни тем же образом определяются и отрывки из Ветхого Завета.

Для этой цели существуют, например, приложения для смартфонов[21]. К сожалению, разработаны они протестантами, но в данном случае можно использовать их достижения и разработать своё расписание чтения Библии.


Чтение творений святых отцов, подвижников благочестия, житий святых и другой духовной литературы

Святитель Феофан Затворник ставит своеобразную градацию чтения литературы для людей: «Нужно знать, что жития лучше для начинающих, писания отеческие — для средних, Божие же слово — для совершенных»[22].

Святитель Филарет Московский предлагает для семинаристов, окончивших семинарию, но не распределённых на место служения в связи с отсутствием вакансий ряд заданий для будущего пастырского служения[23]. Подобные советы могут быть полезны и для самих священников.

Основные книги, которые советуются для чтения священнику: святитель Иоанн Златоуст[24], начиная с «Пути ко спасению» святителя Феофана Затворника, «Пролог» (но не весь, а в первую очередь то, что относится к исповеди и борьбе со страстями), «Добротолюбие», «Ответы» преподобных Варсонофия и Иоанна, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника[25], «Шесть книг о священстве» святителя Иоанна Златоуста, «О обязанностях священнослужителей» святителя Амвросия Миланского, блаженного Иеронима «О жизни клириков», святителя Григория Двоеслова «Правило пастырское или о пастырском служении», слова на ту же тему святых Ефрема Сирина и Григория Богослова «42-е, или защитительное слово»[26]. К этому можно отнести и различные пастырские книги, лекции, слова, написанные подвижниками благочестия XX века.

Священнику также приходится самому определять список трудов святых отцов, духовной литературы, житий святых для чтения прихожанину. В данном случае нужно учитывать жизненную ситуацию человека, уровень его духовной жизни и рекомендовать книги, которые посвящены борьбе с определённой страстью, книги, рассказывающие о той или иной добродетели и другие. Также священник может давать человеку подборки из святых отцов, в которых описывается определённая страсть или какой-либо вопрос, где разбирается причина страсти, её признаки, сопутствующие ей страсти, способы борьбы с ней[27].

Священник может давать человеку подборки из святых отцов, в которых описывается определённая страсть, где разбирается ее причина, признаки, сопутствующие ей страсти, способы борьбы с ней.

Священник Александр Ельчанинов советует читать древних святых отцов, а перед этим новых русских святителей, так как «они напитаны духом перечисленных выше отцов, но излагают их языком нашего времени и применительно к условиям нашей жизни»[28].

Можно подвести некоторый итог того, что отцы Церкви, подвижники благочестия советуют читать христианину. Святитель Тихон Задонский рекомендует после Библии читать книгу Иоганна Арднта «Об истинном христианстве»[29]. Митрополит Платон (Левшин) перечисляет книги, которые желательно иметь в каждом храме для наставления священнику и мирянам («Маргарит, толкования на Деяния, послания Иоанна Златоустаго, Четьи-Минеи и Прологи, сокращенную Богословию, Букварь и краткий Катехизис, книжицу о Блаженствах, Проповеди Гедеоновы, Феофановы и Минятиевы, Духовный Регламент, Увещание раскольникам и другия»)[30]. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит также о чтении духовных журналов[31].

Преподобный Амвросий Оптинский выделяет следующие книги в определённых ситуациях: например, для молитвы[32], перед Причастием[33], после Причастия[34], «Православное исповедание» Петра Могилы, «Летопись» или 4 часть творений святителя Димитрия Ростовского, книгу аввы Дорофея, а в посты и говения труды преподобного Ефрема Сирина (особенно о покаянии), творения святителя Тихона Задонского, потом можно и духовные журналы[35] Марка Подвижника. Также и преподобный Варсонофий Оптинский говорил о важности чтения житий святых[36], и в целом можно говорить о том, что Оптинские преподобные особо выделяют некоторые книги[37].

Епископ Вениамин (Милов) предлагает изучать по святым отцам различные богословские темы: христианскую догматику[38], православную этику[39], аскетику и мистику православия[40]. Священник Александр Ельчанинов советовал молодёжи каждый день помимо чтения немного молитв и Евангелия читать ещё религиозную литературу: жизнеописание святых, историю Церкви[41].

Архимандрит Киприан (Керн) советует читать «Руководство к христианскому нравственному учению», свт. Феофана Затворника, С. М. Зарина «Аскетизм»[42], а протоиерей Алексий Уминский для борьбы со страстями рекомендует читать не «Сто тысяч советов батюшки по каким-то поводам», а серьёзную духовную литературу[43]. Со своей стороны, протоиерей Павел Гумеров для того, чтобы узнать об аскетике, о борьбе с грехом, советует помимо тех произведений, которые уже советовали оптинские старцы, читать также труды святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), а также поучения преподобного Паисия Святогорца[44].

Итак, рассмотрев некоторые советы относительно чтения святоотеческих сочинений, выделим три лидирующих среди них произведения: «Лествица», «Наставления» аввы Дорофея, творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Это основные рекомендуемые святоотеческие творения для начинающих изучать аскетику. Однако многие советуют начинать читать именно с русских святых, живших недавно в XIX-XX вв., т.к. они, впитав в себя опыт отцов предыдущих столетий, смогли отразить его для людей, говоря уже более понятным для современного читателя языком.

Другой интересный способ читать святых отцов и вообще духовную литературу с прихожанами – организация творческих вечеров, семинаров, посвящённых тому или иному святому отцу, среди прихожан. Во время таких мероприятий священник вместе с прихожанами может читать и обсуждать отрывки из трудов конкретного святого отца, делать выводы, узнавать факты биографии. Святитель Феофан Затворник говорит о таких собраниях:«Пусть попы заводят чтения – по вечерам и собирают у себя и у других слушателей… и простых, и бедных. – Для чтения выбирать все то, что относится к общему строю веры»[45].

Например, можно сделать творческий вечер, посвящённый святителю Василию Великому[46]. Такого рода встречи помогут прихожанам лучше узнать великого святого и ближе познакомиться с его творениями, с его душой, почувствовать святого ближе к себе. Кроме того, священник в кругу с прихожанами за чашкой чая может рассмотреть святоотеческое учение, например, о гордости, вместе с ними разобрать мнения святых отцов, сделать выводы.

Жития святых[47] по уставу должны читаться во время богослужения, сейчас такая практика существует в некоторых храмах во время Причастия священнослужителей. Святитель Иннокентий Московский говорит о том, что для простолюдинов гораздо проще понимать жития святых, чем проповеди[48]. Поэтому стоит учитывать этот факт по отношению к разными социальным слоям: более простые люди, с не очень высоким образованием или дети, лучше воспринимают именно жития святых.

Но и высокообразованных людей может удивить житие святителя Василия Великого, жизнь его семьи, кого-то вдохновит житие святителя Луки Крымского и т.д. А священник Александр Ельчанинов говорил, что ежедневное чтение святых отцов ― «главнейшее и действительнейшее средство для поддержки нашей веры и любви; это чтение конкретно рисует нам области, куда мы стремимся, <…> согревает сердце влечением к блаженной жизни святых подвижников»[49].

Священник в кругу с прихожанами за чашкой чая может рассмотреть святоотеческое учение, например, о гордости, вместе с ними разобрать мнения святых отцов, сделать выводы.

Для начинающих христиан, да и для тех, кто уже давно в Церкви, для того, чтобы окунуться в мир церковной жизни, жизни священников, наших современников православных христиан, в жизни которых происходили какие-то интересные и чудесные события, священник может рекомендовать прихожанам читать так называемую «церковную беллетристику» (документальные и придуманные рассказы священников и церковных писателей). Таких книг и публикаций в больших количествах можно найти на православных сайтах.

Огромное наследие нашей Церкви представлено в проповедях, поучениях, беседах известных священников, не говоря уже о проповедях и поучениях святых отцов и подвижников благочестия. В наше время существуют замечательные сборники лучших проповедников Православной Церкви[50].

Для ознакомления с церковной культурой, архитектурой, повышения уровня знаний об известных православных святынях можно рекомендовать документальную хронику (описание монастырей, храмов, святынь). Каждый храм или монастырь обязательно имеет какую-либо брошюру или книгу, рассказывающую об истории и святынях храма.

Итак, священник имеет огромный арсенал наставления словом, зафиксированного в книгах: Священном Писании, святых отцов, подвижников благочестия, различных священников, церковных писателей и других. Этот огромный потенциал священник может удачно использовать в своей пастырской деятельности.


Чтение художественной литературы

Многие известные писатели мировой культуры в своих произведениях отражали свой путь к Богу, своё духовное состояние. Епископ Тихон (Шевкунов) в предисловии к книге «Несвятые святые» написал: «один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать свое Евангелие»[51]. В связи с этим произведения христианских писателей могут привести человека к Богу, а значит, что и священник не может быть необразованным и в этом плане, чтобы проповедовать светским людям.

Церковь с уважением относилась к светской литературе, даже в то время, когда она была языческой. Святитель Василий Великий написал по этому поводу слово: «К юношам о том, как получать пользу из произведений языческих». В нём он говорит, что необходимо выбирать оттуда то, что говорится о добре, и затыкать уши от вредного и злого[52].

Тем более для воцерковления современных людей, для приведения их к Богу полезно прибегать к поэтам, писателям, которые также стремились к Богу. Они «могли бы поднять их от будничной, серой, обыденной жизни и привести к Богу»[53]. Интересен опыт преподобного Нектария Оптинского, поступившего в монастырь лишь с самым начальным образованием, которого благословили в затворе читать духовные книги, а «через десять лет пребывания в затворе его благословили читать светских авторов и изучать светские науки. Он читал Данте, В. Шекспира, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и других»[54]. Кроме того, всем известна переписка святителя Филарета Московского с А. С. Пушкиным, которая стала выдающимся культурным наследием.

Священник может устраивать встречи с определённой группой прихожан, обсуждать и разбирать произведения писателей, обнаруживать в них христианские мотивы. Это даст прихожанам возможность открыть для себя известных всем писателей совершенно с другой стороны. Что же касается современной литературы, то отношение Церкви к такой литературе является темой отдельной диссертации. Среди неё безусловно есть такие произведения, из которых можно взять что-то доброе и полезное.

Для ознакомления с церковной культурой, архитектурой, повышения уровня знания об известных православных святынях можно рекомендовать документальную хронику.

Несмотря на это, преподобные старцы Оптинские не всегда советовали православным читать светскую литературу. Они говорили, что такое чтение, «хотя и может довести до мысли о небе, но ведет оно, так сказать, дорогами окольными»[55], поэтому гораздо лучше избрать прямой путь, т.е. читать творения святых отцов Церкви, жития святых[56].

Таким образом, безусловно произведения христианских писателей и тем более нехристианских, ставятся на более низкий уровень, чем святоотеческие творения. Однако их нельзя отвергать, а, по мысли святителя Василия Великого, черпать из них доброе, а отвергать злое.

Более того, в советское время, да и после крушения СССР произведения писателей стали для большинства граждан России тем местом, откуда они могли почерпнуть знание о Боге, Христе, духовной жизни, о русской культуре, которая всецело была пропитана христианством. Во многом это сохраняется и сейчас. Не каждый из людей может взять и сразу прочитать Евангелие или святого отца, но почти все читают произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского. И именно такая литература может впоследствии сподвигнуть такого человека прочитать Евангелие.

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, душепопечение словом о человеке является важнейшей частью пастырской заботы о спасении народа, поэтому всегда следует находить время на всевозможные встречи, беседы, дискуссии, и стараться самому принимать в них активное участие для спасения собственной души.

Серафим Алпатов, чтец

Ключевые слова: пастырское душепопечение, инструменты, слово, чтение, беседа, встреча, святоотеческие творения, христианские писатели, литература, духовный опыт.



[1]См.: Мень Александр, свящ. Исагогика. Ветхий Завет. ― М.: Фонд имени Александра Меня, 2003. ― С. 83.

[2]См.: Даниил Сысоев, свящ. Курс лекций по догматическому богословию.Специальное издание для миссионерской работы. ― М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. ― С. 358.

[3]См.: Иак. 2:23; 1 Пет. 2:6; 2 Пет. 1:20; Рим. 14:25; Рим. 15:4; 1 Кор. 15:3; 1 Тим. 5:18 и другие.

[4]См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 2. ― М., 2001. ― С. 77-78.

[5]См.: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007. ― С. 769.

[6]В Приложении 1 приведены ссылки на некоторые цитаты святых отцов относительно важности для священника чтения Священного Писания.

[7]Чин на поставление чтеца и певца // Чиновник архиерейскаго священнослужения. ― М: Издание МП, 1982. Т. 1. ― С. 204. Перевод взят с книги: Иларион (Алфеев), еп. Поставление во чтеца и иподиакона // Православие: в 2 т. Т.2. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. ― С. 685.

[8]См.: Макарий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев. В 2х томах. / сост. Терещенко Т.Н. Т. 1. ― М.: Даръ, 2009. ― С. 333-334.

[9]См.: Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х томах. ― М.: Братство ап. Иоанна Богослова, 2016. ― С. 265.

[10]Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты: В 2 т. Т. 1. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. ― С. 47.

[11]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. ― М.: Изд-во РПЦ МП, 1996. ― С. 265.

[12]См.: Григорий Богослов, свт. Слово 21. // Творения: в 2х томах. Т. 1. ― М: Сибирская Благозвонница, 2010. ― С. 324.

[13]См.: Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. ― М., 2001. ― С. 211-212.

[14]См.: Василий Великий, свт. Симфония по творениям святителя Василия Великого. ― М.: ДАРЪ, 2008. ― С. 290.

[15]См.: Филарет Московский, свт. Письмо 4. // Письма. ― С. 84.

[16]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. Т. 2. ― С. 98.

[17]«Читайте из Апокалипсиса главу 2-ю, 3-ю, 7-ю от ст. 9 до конца, главу 19-ю, 20-ю, 21-ю и 22-ю», так как там «открывается блаженство вечнаго живота, и радость, торжество и слава избранных Божиих в будущем веке» (Георгий Затворник Задонский.  Письма. ― СПб, 1894. ― С. 78.)

[18]Тихон (Шевкунов), архим. Об искусстве, теологии в вузах, аде и рае. URL:// http://www.pravmir.ru/arximandrit-tixon-shevkunov-ob-iskusstve/ (дата обращения: 14.03.2017).

[19]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 116.

[20]Антоний Сурожский, митр. Войду в дом Твой. ― М: Сатисъ, 2011. ― С. 33.

[21]См.: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.mres.schedule&hl=ru – для Android, https://itunes.apple.com/app/id390506273 - для Iphone

[22]Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. ― М.: Изд-во РПЦ МП, 1996. ― С. 265.

[23]Чтение Священного Писания с толкованиями святых отцов и других толкователей, чтение святых отцов с выпиской для себя мест, которые впоследствии понадобятся для пастырской деятельности. Затем: чтение церковной истории и житий святых, с выпиской назидательного, а также с собственными размышлениями, чтение богослужебных и истолковательных на богослужение книг, чтение Кормчей книги с выписыванием нужных для священника книг, чтение книг о расколах (по-нашему, сект) (См.: Филарет Московский, свт. Составленное митрополитом Филаретом положение о занятиях и содержании воспитанников, окончивших богословское учение (1830-1834) // Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1821-1867 гг. / собр. Л. Бродским. ― М: Синодальная Типография, 1905. ― С. 19.)

[24]См.: Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904. ― С. 66-67.

[25]См.: Антоний (Храповицкий), митр. Исповедь. ― Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – БПЦ, 2013. ― С. 11

[26]См.: Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ― Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. ― С. 83.

[27]В магистратуре Сретенской семинарии проводится работа по собранию и изложению учения и советов святых отцов по той или иной страсти.

[28]Преподобные Антоний Великий, Ефрем Сирии, авва Дорофей. Макарий Великий, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. До них можно прочесть наших русских святителей — Иннокентия (Московского), Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского (Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 120-121).

[29]Однако необходимо учитывать скудость литературы того времени. См.: Тихон Задонский, свт. Письмо 31. // Творения. Т. 5. ― М., 1875. ― С. 330.

[30]Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений. Т. 2. ― СПб, 1913. ― С. 473.

[31]См.: Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. В 2-х томах. ― СПб: Типография В. Ерофеева, 1893. Т. 2. ― С. 125.

[32]«Семь слов» Макария Египетского (См.: Амвросий Оптинский, прп. Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 447.).

[33]Святого Ефрема Сирина «О покаянии» (См.: Амвросий Оптинский, прп. Наставления // Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. ― Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2004. ― С. 242.).

[34]Новый Завет, а особенно послание к Ефесеем и Апокалипсис (См.: Амвросий Оптинский, прп. Наставления // Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. ― Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2004. ― С. 242.).

[35]См.: Амвросий Оптинский, прп. Чтение // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 575-576.

[36]См.: Варсонофий Оптинский, прп. Чтение // Там же. ― С. 580.

[37]Поучения аввы Дорофея, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, творения преподобного Ефрема Сирина (См.: Преподобные Макарий, Иосиф, Никон Оптинские), Пролог (См.: Макарий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 333.), жития святых, творения Феодора Студита, Иоанна Кассиана Римлянина (См.: Никон Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 1. ― М: Даръ, 2009. ― С. 338.), «Добротолюбие» (См.: Иосиф Оптинский, прп. Чтение // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 579.).

[38]Святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Иоанн Дамаскин.

[39]Святитель Иоанн Златоуст, преподобные Иоанн Кассиан Римлянин, авва Дорофей, святители Димитрий Ростовский, Тихон Задонский и другие.

[40]Преподобные Макарий Египетский, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Варсонофий Великий, Симеон Новый Богослов; из русских Отцов: преподобный Нил Сорский, епископ Феофан Затворник и аскеты, упоминаемые в «Добротолюбии» епископа Феофана (См.: Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. ― С. 231.).

[41]См.: Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 111.

[42]См.:Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ― Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. ― С.257.

[43]Первый том «Добротолюбия», поучения преподобного Антония Великого, Иоанна Кассиана Римлянина, книга преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения» (См.: Как современному человеку бороться со страстями // URL:  http://www.pravoslavie.ru/91501.html (дата посещения: 19.03.16)).

[44]См.: Как современному человеку бороться со страстями // URL: http://www.pravoslavie.ru/91501.html (дата посещения: 19.03.16).

[45]Феофан Затворник, свт. Творения. Собрание писем. ― Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Выпуск VII и VIII. ― С. 125.

[46]Например, кто-то из прихожан готовит презентацию и рассказ про житие святителя, кто-то кратко рассказывает о «Шестодневе», кто-то о других творениях, кто-то рассказывает о молитвах, которые составил святитель Василий, обсуждают, а в конце прославляют святого тропарём, молитвой, величанием.

[47]См.: Jустин Сп. Поповиh, архимандрит. Житиjа светих за месец jануар. ― Београд, 1972. ― С. 7-16.

[48]Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Записка о детском воспитании // Творения Иннокентия, митрополита Московскаго. Кн. 1. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886. ― С. 295.

[49]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. ― С. 112.

[50]Среди них издание проповедей Святейшего Патриарха Кирилла, покойного митрополитов Владимира (Сабодана), Антония (Сурожского), епископа Василия (Родзянко), протоиерея Григория Дьяченко, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Димитрия Смирнова, Андрея Ткачёва, Артемия Владимирова и множество других.

[51]Тихон (Шевкунов), архим. Несвятые святые. ― М: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. ― С. 5.

[52]Василий Великий, свт. Творения в 2х томах. Т.2. Аскетические творения. Письма. ― М.: Сибирская Благозвонница, 2009. ― С. 364.

[53]Варсонофий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. ― М: Даръ, 2009. ― С. 581.

[54]Рожнёва О. О литературе // URL: http://www.pravoslavie.ru/srpska/print62843.htm/ (дата обращения: 17.01.2017).

[55]Варсонофий Оптинский, прп. Книги // Симфония по творениям Оптинских старцев в 2х томах. Т. 2. М: Даръ, 2009. ― С. 581.

[56]Никон Оптинский, прп. Книги // Там же. ― С. 582.


Новости по теме

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 4: Поучение словом в современном мире Серафим Алпатов Поучение словом чаще всего встречается в повседневной деятельности Церкви: люди слышат проповеди на воскресной литургии или же получают духовный совет от священника во время исповеди. Но стоит задуматься, что наставление пастыря часто получают и в других обстоятельствах. Об этом и пойдет речь в данной статье.
«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 4: «Чем побеждается гордость». Иерей Василий Родионов Как проявляет себя гордость? Чем она страшна? Каковы способы борьбы с ней? На эти вопросы вы можете найти ответы в четвертой статье цикла о страстях и добродетелях, включающей в себя поучения преподобного Паисия Святогорца.
ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВОСЛАВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА. Православные просветительские курсы Протоиерей Вадим Леонов 1-я лекция «Православная антропология в духовной жизни христианина» в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ», проводимых Сретенским монастырем и Сретенской духовной семинарией, была прочитана протоиереем Вадимом Леоновым, преподавателем Сретенской духовной семинарии, кандидатом богословия.