Праздник Казанской иконы Божией Матери. Его смысл и история

Московская Сретенская  Духовная Академия

Праздник Казанской иконы Божией Матери. Его смысл и история

Петр Садыков 11459



Сегодня мы вспоминаем заступничество Божией Матери за наше отечество в смутные времена, и празднуем память Казанской иконы Божией Матери. Хотелось бы сказать несколько слов об истории этого события, его значении, используя при этом некоторые гимнографические тексты праздника.

4 ноября по новому стилю (22 октября — по старому стилю) вся полнота Русской Церкви торжественно совершает второе за год празднование Казанской иконы Божией Матери (первое — 8 (21) июля).

Явление этой иконы произошло в 1579 году в Казани. Тогда произошел сильнейший пожар в Казанском кремле, что вызывало насмешки со стороны местных мусульман по отношению к православным и их Богу. И как некогда царь Давид, убегая от своего сына Авессалома, возопил к Создателю: Многие восстают на меня, многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге его (Пс. 3: 2), так и казанские христиане того времени молились Господу о ниспослании милости, ибо «вера Христова, — как пишет летописец, — стала притчею и поруганием»[1]. И Бог, как и во многие другие разы, явил свою милость, показав, что слышат всегда все прошения своих детей, поправ тем самым насмешки со стороны инославных.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров

Девятилетней девочке Матроне явилась Божия Матерь и велела искать Свою икону на месте сгоревшего дома. Проснувшись, девочка рассказала о сне родным, которые поначалу ей не поверили. Когда же видение повторилось еще несколько раз, то родители решили все-таки отправиться на то место, которое было указано Пресвятой Богородицей девочке, и, действительно, вскоре нашли Ее святой образ. Произошло это 8 июля (21 июля по н. стилю). Икона сразу же была перенесена в храм, настоятелем которого был будущий патриарх Ермоген. Этот образ сразу же стал особо почитаться русским народом.
 

Во времена же смуты в 1612 году Божия Матерь вновь явила свое заступничество за Россию. Тогда ополчение Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского на протяжении двух месяцев пыталось освободить Китай-город от поляков. Русские уже теряли надежду на успех: заканчивалось продовольствие, не хватало оружия. Было принято опять с молением о помощи обратиться к Христу и Его Матери. Был отслужен молебен перед святым образом Казанской иконы Богородицы и наложен трехдневный строгий пост. На следующий же день 22 октября (4 ноября) русские, положившись на Творца, двинулись на поляков. И то, что не удавалось сделать столь долгое время, было выполнено — из Китай-города, а через несколько дней и из Кремля, оккупанты были вытеснены. В память об освобождении Москвы 22 октября (4 ноября) и было установлено Святой Церковью празднование чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.

Во время Богослужения в этот день прославляется Богородица, простирающая постоянно над нами свой покров, и мы, как и наши предки 400 лет назад, прославляя Ее, взываем: «Ты еси похвало и венец святым всем, о Царице»[2], «радуйся любезная миру помоще, во спасение душ наших»[3], «радуйся царей православных похвало, и христолюбивых воинств, покров пребываеши всех Царице»[4].

Для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора

Как и на многие другие празднования, посвященные Пресвятой Деве, 4 ноября мы слышим песнопения, в которых прославляется тайна Воплощения Христа: «Высокий Царю непостижимый, со Отцем седяй на престоле и Божественным Духом: благоволивый родитися на земли от Девы неискусобрачныя Иисусе»[5], «Царь славы, сниде обновити Адама, преступлением всего истлевшаго: вселися в Тя Чистая Дево»[6].

И, конечно же, прославляется сама икона Пресвятой Богородицы, через которую Господь являет Свою милость.

Автор стихир призывает всех нас поклониться образу Царицы Небесной, от которого всегда исходит целебная благодать: «Приидите к тихому Ея и чудному, почитаемому ангелы, честному поклонимся образу… дарует бо верным обильныя дары»[7]. А для тех же, кто сомневается в необходимости иконопочитания, он пересказывает в икосе по шестой песни канона постановление Седьмого вселенского собора, раскрывающее суть православного почитания икон. «Честь бо иконы, — говорится в богослужебном фрагменте, — на первообразное восходит, и почитаяй и покланяяйся ей, почитает самое первообразное»[8], то есть, молясь перед иконой, мы обращаемся не к изображению, но тому, кого на ней видит.

Русский народ всегда почитал Божию Матерь и видел в Не й последнее свое прибежище. И Царица Небесная никогда не оставляла без ответа эти смиренные молитвы, незримо защищая наше Отечество. Как говорил Святейший Патриарх Пимен: «Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!»[9].

[1] Цит. по: Глаголева О. Великие чудотворные иконы. М., 2011. С. 34.

[2] Минея октябрь. С. 555.

[3] Там же. С. 547.

[4] Там же. С. 554.

[5] Там же. С. 546.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 547.

[8] Минея октябрь. С. 557.

[9] Пимен (Извеков), Патр. Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери // URL: http://www.pravoslavie.ru/23242.html (дата обращения: 02.11.2017 года).


Новости по теме

О самом важном проявлении любви к умершим Иоанн Ткаченко Все люди, атеисты или верующие, стараются проявить любовь и благодарность к своим умершим близким. Одни проявляют ее в щедрых поминках, другие – в богатых памятниках, третьи – издают посмертные мемуары или каким-то образом продолжают дело усопшего. Но самое главное дело любви к тем, которых с нами больше нет в этой земной жизни, – это, конечно, молитва.
К ВОПРОСУ ОБ АВТОРЕ И МЕСТЕ СОЗДАНИЯ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» Александр Ужанков Поиск автора этого замечательнейшего памятника древнерусской литературы — тема, которая интересует его исследователей уже много лет, почти с момента открытия текста на рубеже 1780–1790-х гг. И до сих пор по этому вопросу ведутся споры и выдвигаются различные варианты его решения. То же касается места и времени создания «Слова». Об этом — статья профессора А. Н. Ужанкова, главная мысль которой состоит в том, что для установления имени автора прежде всего необходимо охарактеризовать его при помощи данных, скрытых в тексте самого памятника.