Инструменты пастырского душепопечения. Часть 1: История изучения способов пастырского душепопечения в русской богословской науке

Московская Сретенская  Духовная Академия

Инструменты пастырского душепопечения. Часть 1: История изучения способов пастырского душепопечения в русской богословской науке

Серафим Алпатов 14820



Передача живого опыта от старших к начинающим пастырям является одним из путей приобщения последних к пастырскому служению. Наиболее надежным источником для нас остается руководство «писаниями отеческими», основанными, в свою очередь, на Священном Писании. Какие же творения святых отцов важны для обобщения пастырского опыта и применения его к современности?

История изучения способов пастырского душепопечения главным образом основывается на трудах авторов учебников по данной теме. Именно они изучали обязанности, способы душепопечения, виды деятельности священника, рассматривали пастырство разных святых отцов.

Среди авторов особенно выделяются следующие: митрополит Антоний (Храповицкий)[1], митрополит Вениамин (Федченков)[2], епископ Вениамин (Милов)[3], архимандрит Киприан (Керн)[4], схиархимандрит Иоанн (Маслов)[5], архимандрит Константин (Зайцев)[6], архимандрит Тихон (Агриков)[7]. Эти авторы смогли сформировать системный взгляд на православное пастырство, но без чёткого выделения пастырского инструментария.

История возникновения способов пастырского душепопечения прослеживается в самих материалах исследования. Главным источником по рассматриваемой теме является Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. В основе работы с текстом Священного Писания лежит Синодальный текст Библии[8].

Другими важными источниками являются святоотеческие творения, которые отбирались по следующим критериям: известность авторов, которые стали примерами проповеднического, социального и других церковных служений, и их трудов среди православных пастырей; возможность их изучения и доступность в библиотеках; прослеживание преемственности трудов в решении проблем подобных случаев; согласование данных трудов с научным руководителем.

Во-первых, это творения мужей апостольских: священномученика Игнатия Богоносца[9], «Пастырь» ап. Ерма[10], святителей Климента Римского[11] и Поликарпа Смирнского[12]. Их труды используются в работе, т.к. они были учениками апостолов и непосредственно от них слышали учение Христово. Также для данной работы важны труды святителя Киприана Карфагенского[13] в связи с его известностью и активной позицией по защите Церкви и её устройства в то время. Хотя и в произведениях авторов инструменты пастырского душепопечения не выделяются особым образом, но их труды затрагивают обязанности пастыря.

Во-вторых, это творения великих святителей: Василия Великого[14], Григория Богослова[15], Григория Нисского[16], Амвросия Медиоланского[17] и Иоанна Златоуста[18]. Их труды послужили основой для укрепления Церкви и её устроении как в догматическом плане, так и в организационном и в пастырском. Почти каждый из них написал своё слово о пастырстве и священстве. К ним также можно отнести и творения преподобного Иоанна Лествичника[19], который написал «Слово к пастырю», где приводит многочисленные образы пастыря, и труды преподобного Исидора Пелусиота[20]. Авторы формируют определённый необычный взгляд на инструменты пастырского душепопечения.

В-третьих, это труды святителей XVIII века: проповеди святителя Илии Минятия[21], поучения о пастырстве святителей Димитрия Ростовского[22] и Тихона Задонского[23], которые дают представления об отношении к пастырству выдающихся святителей того времени.

В-четвёртых, это труды святителей XIX века: Филарета Московского[24], в творениях которого содержатся различные указания, наставления пастырям; Иннокентия Московского[25], который даёт как систематические инструкции священникам-миссионерам, так и представляет личным примером должное служение пастыря; Иннокентия Херсонского[26], чьи проповеди содержат некоторые указания пастырям. Кроме того, сюда относятся и труды святителей Игнатия (Брянчанинова)[27] и Феофана Затворника[28], наставления которых вбирают в себя опыт святых отцов предыдущих эпох, и, кроме того, представляют собой систематический взгляд на многие аспекты духовной жизни. Их творения необходимы для всех христиан и тем более для священников.

Среди новейших трудов по пастырству особо актуальны проповеди и произведения митрополита Антония Сурожского и письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

В-пятых, это творения преподобных отцов: Оптинских старцев, которые сами были пастырями и оставили огромное наследие в виде писем к своим духовным чадам, поэтому возможно проследить и их душепопечительский опыт. Особо выделяются и некоторые письма преподобного Георгия Задонского[29], который сам не был священником, но в трудах прослеживается взгляд на пастырское душепопечение с точки зрения монаха, необходимый для объективного освещения проблем пастырства. Преподобный Серафим Саровский сам не писал никаких произведений, однако через его духовных чад до нашего времени дошли его наставления по вопросам духовной жизни[30], которые также напрямую имеют отношения к пастырству; Свой уникальный пастырский опыт освещал праведный Иоанн Кронштадтский[31]. Сама его личность, его дневник представляют собой кладезь мудрости для священников.

По отдельным вопросам пастырского душепопечения для данной работы потребовались труды священномученика Илариона (Троицкого)[32], святителя Луки Крымского[33], святителя Иоанна Шанхайского[34], преподобного Иустина (Поповича)[35].

Также при написании работы оказались полезными творения преподобных греческих старцев Порфирия Кавсокаливита[36] и Паисия Святогорца[37], имевшие значительный опыт пастырского служения людям.

Помимо святоотеческих творений нами были исследованы труды подвижников благочестия и выдающихся пастырей XX века, которые, по большей части, осмысливали опыт святых отцов, живших в предыдущих столетиях. Среди них выдающийся пастырь XVIII-XIX веков — митрополит Платон (Левшин)[38], чьи труды содержат полезные наставления для священнослужителей.

Важным является представление о пастырском душепопечении с точки зрения приходских священников: Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру»[39] и Александра Ельчанинова «Записи»[40].

Серьёзный труд мирянина, но богослова Н. Е. Пестова «Сокровищница духовной мудрости»[41] содержит в себе многие святоотеческие наставления, на основе которых воспитывались поколения людей, пришедшие в Церковь в советское время.

Среди новейших трудов по пастырству особо актуальны проповеди и произведения митрополита Антония Сурожского[42] и письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)[43], которые являются примером частного душепопечения мирян и содержат наставления относительно пастырского служения.

При поиске решений пастырских проблем на современном приходе также использовались и симфонии по творениям святых отцов: святителя Василия Великого[44], Григория Богослова[45], Тихона Задонского[46], Димитрия Ростовского[47], Феофана Затворника[48], оптинских старцев[49] и Амвросия Оптинского[50].

Среди трудов, изучающих пастырское богословие, обязанности пастыря, можно выделить книги архимандрита Георгия (Капсаниса) «Пастырское служение по священным канонам»[51], Т.А. Копяткевича[52], П. Нечаева[53], А.А. Ветелева[54] и других. Их труды во многом менее системны по сравнению с пособиями по пастырскому богословию вышеозначенных авторов, но некоторые из них занимались изучением инструментов пастырского душепопечения по отдельным источникам.

Безусловно, определяющими направление пастырского служения, являются и нормативные документы. Среди них важнейший документ Синодального периода в истории Русской Церкви регламентирующий деятельность Церкви — «Духовный регламент» 1721 года[55].

Современные нормативные документы, отражающие взгляд Церкви на различные аспекты пастырского служения, следующие: «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»[56], «Профессии, совместимые и несовместимые со священством»[57], «Документ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви»[58]. «Положение о деятельности воскресных школ»[59], «Постановления епархиального собрания г. Москвы от 21 декабря 2015 года»[60], «О чинопоследовании Елеосвящения»[61], «Документ об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви»[62], «Миссия Церкви в социальных учреждениях»[63].

Термин «инструменты пастырского душепопечения», используемый в работе, не встречается в источниках и в научной литературе, однако в святоотеческой терминологии существует употребление термина «средства» и «способы» по отношению к пастырскому служению священника.

Несмотря на ряд имеющихся трудов по вопросам пастырского душепопечения (в том числе кандидатских диссертаций студентов МДА[64]) нами не было обнаружено работ, в которых бы содержался системный анализ инструментов пастырского душепопечения.

Сам термин «инструменты пастырского душепопечения», используемый в работе, не встречается в источниках и в научной литературе, однако в святоотеческой терминологии существует употребление термина «средства» и «способы» по отношению к пастырскому служению священника. Обычно такие наименования относятся к епитимии, которая называется многими - средством пастырского душепопечения.

Что же касается степени рассмотрения святыми отцами и исследователями пастырского богословия того или иного инструмента, то здесь прослеживается дифференциация. Такие инструменты, как личный пример, слово, таинства, молитва, епитимия, аскетические упражнения, отчасти социальное служение — весьма подробно представлены в источниках и литературе, но в рамках данной работы их рассмотрение будет ограничено систематизацией и кратким анализом.

В отношении таких инструментов, как создание общины и паломничество, можно сказать, что они редко встречаются в святоотеческой литературе и исследованиях, причём их появление наблюдается в более современных трудах. Они также представлены в стандартном виде в данной работе.

Обращение к указанным источникам: Священному Писанию, трудам святых отцов, исследованиям вопросов пастырского душепопечения позволяет выявить проблемы, проследить историю этих вопросов, структурировать решения проблем и сделать определённые выводы.

Таким образом, в данной работе будет представлен системный анализ святоотеческого подхода к решению проблем пастырского душепопечения.

чтец Алпатов Серафим

Ключевые слова: душепопечение, инструменты, источники, труды, пастырство, творения.



[1]Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское богословие. — М.: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994; Исповедь. ― Минск: Изд-во Белорусского Экзархата – БПЦ, 2013.

[2]Вениамин (Федченков), митр. Лекции по пастырскому богословию с аскетикой. ― М: ПСТГУ, 2006.

[3]Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. ― М: Изд-во московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

[4]Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение. ― Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

[5]Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. ― М., 2001.

[6]Константин (Зайцев) архим. Пастырское богословие: Курс лекций, читанный в Свято-Троицкой Духовной Семинарии. В 2-х ч. ― Джорданвиль, 1960-1961.

[7]Тихон (Агриков), архим. Пастырское богословие. ― Загорск: МДА, 1967.

[8]Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. ― М.: РБО, 2011. 1329 с.

[9]Игнатий Богоносец, сщмч. Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001.

[10]Ерм, ап. Пастырь Ерма / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001.

[11]Климент Римский, свт. Первое Послание к Коринфянам / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001.

[12]Поликарп Смирнский, свт. Послание святого Поликарпа Смирнского / Писания мужей апостольских. В русском переводе, со введениями и примечаниями к ним, прот. П. Преображенского. ― Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2001.

[13]Киприан Карфагенский, сщмч. Творения. ― Киев, 1879.

[14]Василий Великий, свт. Творения. Т. 1.Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. // Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Книга 3. ― М: Сибирская Благозвонница, 2008. Василий Великий, свт. Творения. Часть 4. / Репринтное воспроизведение издания 1846 г. ― М., 1993.

[15]Григорий Богослов, свт. Творения.Пер. Московской духовной академии. В 6 ч. ― М., 1843-1848.

[16]Григорий Нисский, свт. Творения. Пер. Московской духовной академии. В 8 ч. ― М., 1861-1872.

[17]Амвросий Медиоланский, свт. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. ― Киев, 1875.

[18]Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2013; Полное собрание творений в двенадцати томах. ― М: «Радонеж», 2005.

[19]Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Репринтное воспроизведение издания 1898 г. ― М., СТСЛ, 1994.

[20]Исидор Пелусиот, прп. Творения. ― М., 1860.

[21]Илия Минятий, свт. Проповеди. ― М.: Сретенский монастырь, 2000.

[22]Димитрий Ростовский, свт. Поучение о пастырстве духовных пастырей // Репринт: М: В Синодальной типографии, 1840. / Сочинения. Т. 3. ― СПб: Аксион эстин, 2009.

[23]Тихон Задонский, свт. Творения. ― М., 1875.

[24]Филарет Московский, свт. Сочинения в пяти томах. Т. 3. ― М: Новоспасский монастырь, 2006.

[25]Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский, свт. Творения Иннокентия, митрополита Московского. / Собраны Иваном Барсуковым. ― М.: В Синодальной Типографии, 1886; Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру, составленное в Бозе почившим высокопреосвященнейшим московским митрополитом Иннокентием пред вступлением его на Камчатскую кафедру. ― М., 1881.

[26] Иннокентий Херсонский, свт. Слова и беседы на дни святых. ― СПб., 1908.

[27]Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. ― М., 2001.

[28]Феофан (Говоров) еп. Собрание писем. Вып. 3. ― М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

[29]Письма в Бозе почивающаго затворника Задонскаго Богородицкаго монастыря Георгия, с присовокуплением краткаго известия о жизни его, составленным из записок, живших при нем келейных, собранныя Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым. ― СПб, 1894.

[30]Серафим Саровский, прп. Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни. ― К: Киево-Печерська Успенська Лавра, 2013; Денисов Л. И. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. ― М.: Изд-во МП, 1997.

[31]Иоанн Кронштадтский, прав. Собрание сочинений святого праведного Иоанна Кронштадтского в 6 томах. ― М.: Оранта, 2009.

[32]Иларион (Троицкий), свт. Творения: В 3 т. ― М.: Издание Сретенского монастыря, 2004.

[33]Лука Крымский (Войно-Ясенецкий), свт. Избранные творения. ― М.: Сибирская благозвонница, 2010.

[34]Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья / Сост. прот. Петра Перекрестова. ― М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.

[35]Иустин (Попович), прп. Книги, проповеди, статьи. ― М: Омега, 2007.

[36]Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / Пер. с новогреч. иером. Агафангела (Легача). – Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. ― Кишинёв, 2014.

[37]Паисий Святогорец, преп. Слова. ― М.: Издательский дом «Святая гора», 2010.

[38]Платон (Левшин), митр. Полное собрание сочинений Платона (Левшина), Митрополита Московскаго. ― СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1913.

[39]Свенцицкий Валентин, свящ. Монастырь в миру. Проповеди и поучения. ― М.: Лествица, 1999.

[40]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М: Русский путь, 2010.


[41]Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 2-х томах. ― М.: Братство ап. Иоанна Богослова, 2016.

[42]Антоний Сурожский, митр. Труды. ― М.: «Практика», 2007; Быть христианином. ― М.: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского», 2012; Войду в дом Твой. ― М.: Сатисъ, 2011.

[43]Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). ― Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2013; Неведомому чаду. ― Симферополь: Родное слово, 2012.

[44]Василий Великий, свт. Симфония по творениям святителя Василия Великого. ― М.: «ДАРЪ», 2008.

[45]Григорий Богослов, свт. Симфония по творениям святителя Григория Богослова. ― М.: «ДАРЪ», 2008.


[46]Тихон Задонский, свт. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. ― М., «ДАРЪ», 2007.

[47]Дмитрий Ростовский, свт. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского. ― М.: «ДАРЪ», 2008.

[48]Георгий (Тертышников), архим. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского. ― М: Даръ, 2008.

[49]Симфонияпо творениям преподобных Оптинских старцев. В 2-х томах. ― М.: «ДАРЪ», 2009.

[50]Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. ― М., «ДАРЪ», 2007.

[51]Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. ― М: Издательский Дом «Святая Гора», 2006.

[52]Канонические постановления Православной Церкви о священстве / Сост. Копяткевич Т.А. ― М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 65.

[53]Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей, или систематическое изложение полнаго круга их обязанностей и прав. ― СПб, 1903.

[54]Ветелев А.А. Сборник статей о пастырском душепопечении. ― Загорск, 1969.

[55]Духовный Регламент Всепресветлейшаго, Державнейшаго Государя Петра Перваго, императора и самодержца Всероссийскаго. ― М: Синодальная Типография, 1904.

[56]Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // URL: https://azbyka.ru/katehizacija/kontseptsija-missionerskoj-dejatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi.shtml  (дата обращения: 24.09.2016).

[57]Профессии, совместимые и несовместимые со священством // URL:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4777142.html(дата обращения: 10.03.2017).

[58]Документ о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1909451.html (дата обращения: 27.10.2016).

[59]Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. ― М: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2012.

[60]Постановления Епархиального собрания города Москвы от 21 декабря 2015 года.URL://http://www.patriarchia.ru/db/text/4302252.html/  (дата обращения: 15.03.2016).

[61]О чинопоследовании Елеосвящения. Документ Межсоборного Присутствия РПЦ. ― М., 2012. // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674617.html  (дата обращения: 24.09.2016).

[62]Ельчанинов Александр, свящ. Записи. ― М.: Русский путь, 2010. С. 136.

[62]Документ об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви / утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 116). // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899.html/ (дата обращения: 12.03.2017).

[63]Миссия Церкви в социальных учреждениях. Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // URL: http://www.k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-04.htm (дата обращения: 22.03.2017).

[64]Самойлов Е., диак. Православное богослужение в пастырском душепопечении; Соловьёв А., прот. Средства нашего спасения; Поликопа И., прот. Церковно-практические задачи деятельности священника на приходе, 1972, и другие.


Новости по теме

«Борьба со страстями и укоренение в добродетелях по прп. Паисию Святогорцу». Часть 2: «В чем проявляется сребролюбие (по прп. Паисию Святогорцу)». Иерей Василий Родионов Наверное, многие, услышав слово «сребролюбие», скажут, что не страдают этой страстью — дескать, нам на жизнь-то не хватает, а потому о какой любви к деньгам и накопительстве речь? Однако всё ли так просто и неужели лишь материально обеспеченные люди подвержены этому греху? В этом помогут разобраться поучения старца Паисия о бескорыстии, жертвенности и справедливости, которые представлены нами во второй статье цикла о страстях и добродетелях.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ИГОРЬ МАКСИМОВ: «НЕОБХОДИМО ВЕСТИ СЕРЬЕЗНУЮ ВНУТРЕННЮЮ РАБОТУ, ТЕРПЕТЬ И СМИРЯТЬСЯ» Семинария должна привить воспитаннику любовь к богослужению, молитве, Священному Писанию, любовь к душеполезному чтению, снисходительность к человеку, искренность и послушание. Все это необходимо, чтобы стать настоящим пастырем стада Христова.