КИТАЙ – СТРАНА, ГОТОВАЯ К ХРИСТИАНСТВУ

Московская Сретенская  Духовная Академия

КИТАЙ – СТРАНА, ГОТОВАЯ К ХРИСТИАНСТВУ

Илья Чанкотадзе 19439



С юных лет я мечтал поехать в Китай и выучить язык этой прекрасной страны. Моя мечта сбылась – в Сретенской семинарии, где есть Китайский кабинет!..

Мое первое знакомство с Китаем состоялось еще в шесть лет. Очень часто после школы я приходил на работу к маме: она работала в музее им Н.А.Островского, который на тот момент тесно сотрудничал с Обществом российско-китайской дружбы. Постоянно проводились выставки, посвященные китайской живописи, приходили послы и просто интересные люди; бывал там и великий синолог и востоковед - покойный академик Титаренко. Еще в те, совсем юные годы я мечтал попасть в Китай и учить язык этой прекрасной страны.
Прошло много лет, но лишь в семинарии мне удалось осуществить давнюю мечту: там я начал учить китайский! Вот уже пятнадцать лет в СДС (Сретенская Духовная Семинария) существует Китайский кабинет, возглавляемый почетным работником РАН, прекрасным преподавателем Ириной Борисовной Кульчицкой. Именно ее помощь и поддержка направила на путь, связанный с Китаем, многих известных ныне востоковедов; что уж говорить о священнослужителях, которые учились у нее китайскому языку. Удалось Ирине Борисовне направить и меня - ее любовь к Китаю передалась мне.

Отец Дионисий был удивлен, что есть семинаристы, изучающие китайский, и пригласил меня в Гонконг на Пасху!

Вскоре после того, как я начал изучать китайский язык, меня постепенно стала захватывать "сеть" православных китаистов. Со временем удалось познакомиться и с поистине великим миссионером, синологом и прекрасным человеком - протоиереем Дионисием Поздняевым, настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге. Он был обрадован и удивлен наличию семинаристов, интересующихся Китаем и изучающих китайский язык, и пригласил меня в Гонконг на Пасху и на летнюю практику. Предваряя главную нить повествования, могу сказать, что это лето было самым интересным в моей жизни!

Запрещено ли христианство в «Поднебесной»?

Много ли рядовых представителей европейской цивилизации могут похвастаться наличием широких знаний о Китае? Ответ, разумеется, отрицательный. Чаще всего в головах людей летают различные мифы. Некоторые из них хотелось бы развенчать, основываясь на собственном опыте. Один из мифов гласит: в Китае запрещено христианство.

По самым скромным прогнозам к 2040 году количество христиан в Китае превысит 300 млн

Можно сказать, что это - не просто неправда, а вопиющая ложь. Число христиан в Китае близится к 100 миллионам, а по самым скромным прогнозам к 2040 году это число превысит 300 миллионов. Таким образом, Китай станет страной с самой большой христианской общиной - и, кстати говоря, эта страна уже имеет далеко не последнее место в этом почетном рейтинге.

Официальными законами КНР на территории страны разрешена проповедь христианства, разрешено строить храмы, приходам - иметь священников, с небольшим уточнением - они должны быть либо китайцами, либо людьми, имеющими китайское гражданство, либо женатыми на китаянках. Разумеется, бывают и исключения из общих правил, и их становится все больше - отдел по делам религий все чаще идет навстречу не только католикам и протестантам, но и православным.

Безусловно, православным китайцам даже по численности пока что никак не сравняться с протестантами и католиками, коих в стране - 50 и 20 миллионов соответственно; причем это число неуклонно растет за счет активного привлечения китайской молодежи в Церковь. Побывав во многих католических и протестантских приходах Китая, я точно могу сказать: христианская молодежь Китая - одна из самых многочисленных и сильных в мире по всем критериям, и по активности участников и волонтеров различных проектов, и по организации, и по спонсированию таких организаций правительством.

 
О тоталитарном режиме и смертных казнях

Следующий миф: в Китае - тоталитарный режим, там жестоко обращаются с христианами.
Опять же - это неправда. Да, в Китае есть закон о смертной казни - но применяется он только в отношении не проявивших раскаяния в своих преступлениях убийц, крупно проворовавшихся чиновников и растлителей малолетних. В остальном, считается, что китайские тюрьмы - одни из лучших в мире за тридцать лет не было ни одного случая смерти заключенного, а все камеры максимально удобно устроены.
Что же касается жестокого обращения с христианами, проблемы, в первую очередь, возникают у так называемых "неофициальных" протестантских деноминаций, которые открыто выступают против светской власти. Здесь возникает вопрос: являются ли делами Церкви дела государственные? Безусловно, нет. Посему китайское правительство всячески пресекает попытки христианских деноминаций вмешиваться в дела государства и общества. При этом обходятся, чаще всего, "мирными средствами" - такую протестантскую общину просто закрывают, но всем известно, что через короткое время она вновь появится, хоть уже и в другом месте. В целом, правительство все чаще смотрит на такие неофициальные деноминации сквозь пальцы и позволяет им существовать. В отдельных провинциях Китая отношение к таким "неофициальным христианам" может быть разное, но общий курс направлен на мирное урегулирование проблемы.

Китайцы: какие они?

Отличительными национальными чертами китайцев являются, на мой взгляд, гостеприимство, добродушие, извечное желание решить спорный вопрос мирным, мудрым путем, и, наконец, трудолюбие. Да, китайцы работают с утра до поздней ночи. Поэтому ВВП Китая неизменно растет и вскоре может стать одним из самых высоких в мире.

За все время пребывание в Китае я не увидел… ни одного пьяного китайца

Нужно отметить и исключительную выносливость и здоровье этого народа; за все время моего пребывания в Китае (в разных городах, таких как Гонконг, Гуанчжоу, Шэньчжэнь и др.) я не встретил ни одного пьяного китайца. Здесь это просто не принято, хотя алкоголь стоит на прилавках в больших количествах: его покупают только иностранцы, которые как раз-таки в Китае и являются "пьяным контингентом" общества. Более того, мне очень понравилось, что многие пожилые представители этой нации утром и вечером вместе танцуют в парках под молодежную музыку - не "для похудения", "фитнеса" или еще чего-нибудь, а просто так. Потому что радостно! Они всегда радуются, как дети, и очень много улыбаются. Это ли не пример скрытых христианских ценностей в характере любого китайца?..

Во всех моих путешествиях меня сопровождали разные люди из Миссии; за это я им особенно благодарен, ведь на первых порах всегда очень трудно самому ходить по незнакомому городу: обязательно кто-нибудь должен показать его. Китайские же города и вовсе следует обходить как минимум с двумя гидами - местным китайцем и европейцем, которые прожили в этом городе не один год. По счастью, подобных людей в Петропавловском храме оказалась предостаточно, и все они с большой радостью и отдачей соглашались помочь мне – и батюшки, и миряне.
Нужно отметить, что недавно в Русской Православной Церкви, в Петропавловском храме появился первый православный священник-китаец за последние 60 лет – иерей Анатолий Кун. Он хорошо знает и русский язык: служит на трех языках – английском, китайском и русском - и активно окормляет китайскую паству. Я хоть и не китаец, но помогал он и мне!
Особенно меня не оставлял своим вниманием молодой контингент прихода – алтарник Саша и китаец Дмитрий (в крещении), который очень хорошо ко мне относился, а также переводчики Таня и Амвросий.

Легенда о равнодушии

Лин Сен (в крещении – Амвросий) - коренной китаец из Чунцина; он прекрасно владеет русским, английским, китайским, кантонским, церковнославянским, диалектом своего города и немного греческим. В 26 лет он – главный переводчик Русской Миссии в Гонконге, и было огромной радостью узнать, что у него есть время на путешествия со мной. Многому меня научили и регенты хора – муж и жена – Роман и Светлана. Большим удовольствием было общаться и с супругой отца Дионисия – Кирой; нужно сказать, что у Киры Геннадьевны много талантов – она в совершенстве владеет английским и французским языками, знает китайский и обладает прекрасным слогом – чего стоят только ее статьи о Китае на сайте Православие.ру!

Встречались 100-летние русские бабушки из Харбина и гонконгцы-аристократы, захватившие еще колониальное время

Вообще, самые неожиданные люди встречались мне в Гонконге. Это и множество русскоговорящих китайцев, и невероятные полиглоты, и русские бабушки, которым уже под сто лет – они из Харбина и говорят по-китайски как на родном языке. Встречались и очень старенькие гонконгцы, изъясняющиеся на чистом лондонском наречии английского языка: это – аристократы, учившиеся еще в колониальное время. Все эти люди так или иначе, больше или меньше, но помогали мне, как могли: везде я встречал отзывчивость и доброжелательное отношение.

Китайцы, как мне удалось наблюдать на своем личном опыте, весьма отзывчивый народ. Кто-то может сказать, что, безусловно, они с радостью помогают только иностранцам, но это не так: если китаец попал в беду, то большая часть знакомых, сокурсников, коллег по работе и зачастую просто незнакомых людей обязательно отзовутся на просьбу о помощи. А ведь к еще одной легенде относится пресловутое китайское якобы равнодушие…

Проповедники-ораторы и культура слова

Стоит отметить, что на протяжении всего моего пребывания на территории Китая я не услышал ни одного бранного слова (ни в свой, ни в чужой адрес) - ни на китайском, ни на английском, ни на каком-либо другом языке. Возможно, мне везло, но факт налицо: культура слова здесь имеет куда больший вес, чем во многих других странах мира, где, к сожалению, все чаще люди словом не владеют или используют его во вред себе и окружающим.

Если чуть шире коснуться темы слова, то надо добавить, что все китайские проповедники (как православные, так и протестанты и католики) обладают исключительными ораторскими дарованиями, отличным образованием, владеют 4-5 языками: чаще всего, кантонским, китайским, английским, родным (если проповедник - европеец) и французским.

Католическая миссия в Китае, конечно, исторически имеет куда больший размах, нежели православная. Самые поразительные цифры можно встретить в официальных сводках Католической Церкви по Китаю: в год на территории страны крестится как минимум три миллиона человек - и это лишь в "официальной" Церкви. У протестантов же количество присоединяющихся в год членов общин также шокирует - около двух миллионов человек в год. Такие результаты обусловлены давним пребыванием католических и протестантских миссионеров на территории Китая, огромными ресурсами, вложенными в миссионерскую деятельность, и в итоге - семинариями, христианскими школами, училищами, доверием в обществе и т.д. Католическая Церковь особенно уважаема в Китае отчасти потому, что многие католические миссионеры удостаивались высших чинов во время правления династии Цин и ранее; ярким примером является деятельность праведного Маттео Риччи, который был удостоен звания почетного советника императора; в его честь назван один из лучших китайских университетов в Макао.

Среди китайцев даже есть эксперты по церковнославянскому языку!

К слову, в китайских университетах обучаются стажеры из православных семинарий: молодые люди изучают китайский язык, философию и историю Китая, а после - применяют полученные знания на поприще проповеди Христа. Есть ребята и из России, хоть и не так много; по счастью, некоторые из них стали моими хорошими друзьями. И напротив, как, возможно, многим известно, в России обучаются тысячи китайских студентов. Чаще всего – на факультете русского языка. Удивительно и радостно наблюдать, что все больше представителей китайской молодежи начинают интересоваться Россией и русским языком. Более того, среди китайцев даже есть эксперты по церковнославянскому языку, и мне довелось с ними общаться: это очень интересные люди! Во многих китайских ВУЗах в последнее время открывается все больше факультетов русского языка и литературы; в целом, условия, график обучения в этих ВУЗах всегда очень хорошие и гибкие: все для студентов. Многие иностранцы стремятся поступить в гонконгские вузы, так как уровень образования в них – один из самых высоких в мире.

Люди готовы к принятию христианства

Возможно, неслучайно именно в Гонконге начинается возрождение китайского Православия. Можно сказать, что город был благословлен на Православие самим святителем Иоанном Шанхайским, который бывал в Гонконге и служил в церкви Святого Андрея. Эта встреча святителя запомнилась многим гонконгским православным как одно из самых ярких и добрых событий в их жизни. Нужно также сказать, что на местном кладбище - множество могил православных людей: тут и там мелькают наши кресты наравне с католическими. Есть немало и протестантских могил, существует и мусульманское кладбище.

Вообще, этот город – место, где встречается множество наций, культур и традиций. Здесь люди готовы к принятию христианства. Успехи в деле миссии наглядно демонстрируют протестанты и католики, и нужно сказать, что православие их постепенно догоняет. Конечно, людей все еще недостаточно, равно как и средств, но положительный курс взят и база налажена. Например, за пятнадцать лет настоятельства отца Дионисия в Петропавловском храме Гонконга с русского языка на китайский было переведено больше православной литературы, чем за все существование Русской Духовной Миссии в Китае!

Был основан центр по изучению русского языка, появилась воскресная школа и новое большое помещение: храм домовый, впрочем, их в Китае огромное количество – как православных, так и принадлежащих другим конфессиям. Особенно это явление наблюдается в Гонконге: земля здесь очень дорого стоит.

Однако мне довелось увидеть огромное количество христианских храмов, построенных, разумеется, еще до Культурной революции в Китае. Красота и их величие зачастую сравнимы со многими европейскими храмами. Но попадаются и совсем простые церкви.

Колониальное прошлое и цифровое будущее

Разумеется, кроме помощи Миссии — в чтении и пении на службах — у меня было время и на простые прогулки и маленькие путешествия. Хотелось бы представить и небольшой фотоотчет; конечно же, это лишь малая часть фотографий, но как говорится, «и то хлеб».

Повсюду в Гонконге можно увидеть следы колониального прошлого этого города-государства: это и колониальные английские здания, и старые машины, трамваи, названия улиц (огромное количество – на английском языке), и сами улицы – интересно, что много построили и японцы, оккупировавшие город во время Второй Мировой войны в 1941-1945 гг.

Удалось побывать и в Гуанчжоу – в одном из городов «золотого кольца» Китая: Харбин-Пекин-Шанхай-Гуанчжоу-Гонконг. Сопровождать меня вызвался профессор университета Гуанчжоу Стефан Сю. Было очень радостно встретить в его лице не только интересного собеседника, но и прекрасного лингвиста – он свободно изъяснялся на русском и английском языках. Конечно же, только коренной житель может по-настоящему интересно представить свой город, и ему это удалось, за что я очень благодарен.

Довелось познакомиться не только с христианской китайской архитектурной традицией, но и посетить большое количество буддийских монастырей, лаосских храмов и красивых садов в традиционном китайском стиле.

Китай - страна, готовая к восприятию христианства, которое китайцы, особенно образованные, уважают

Конечно, эти фотоснимки представляют лишь малую часть увиденных автором крайне интересных и красивых вещей, зданий, храмов и событий, людей и мест. Но хотя бы по этой малости можно понять, что Китай — страна открытая и готовая к переменам. Готовая к знакомству как с новыми учениями, так и с забытыми религиями. Готовая к восприятию христианства, которое китайцы, гонконгцы (особенно образованные) уважают, да и самих христиан любят, т.к. христианство давно известно в Китае, и к нему относятся с уважением и терпением.

Хочется верить и надеяться, что Китай рано или поздно станет большею частью христианским, и что православие будет занимать не последние строки в списке наиболее значимых христианских конфессий. Ведь почва для этого уже готова. Нужны лишь сеятели.

Чанкотадзе Илья,
студент 4-го курса Сретенской Духовной Семинарии



 


Новости по теме

Любовь

Восторженный текст, имеющий слабую связь с действительностью.

Ответить

Дмитрий Напара

Дорогой Илья, радоваться. К огромному сожалению, ваше несогласие с комментарием Александра ничего не меняет, поскольку он, Александр, объективно прав. Он выразил публично то, что я надеялся поведать вам за чашкой чая, но по каким-то причинам вы проигнорирвали мое приглашение. Поэтому считаю, что комментарий Александра своевременен и необходим - особенно доя тех немногих, кто стремится объективно разобраться в ситуации с православием в Китае в частности и с состоянием российской китаистики (синологии) в целом. Курс на отупление масс - в том числе и через ЕГЭ, чему нет предела - назначай новых министров, не назначай, уже приносит свои вожделенные кураторами плоды. И ваша восторженная миротворческая заметка о Китае тому очередное подтверждение. Со скорбью о безвременно канувшей в лету великой некогда русской китаистике, искренне ваш "китаист со стажем".

Ответить

Илья

Комментарий от Андрей

Неожиданный заголовок, приятно, Илья ,приятно удивлён статьёй и выводами сделанными.Очень xочу согласитьсяс твоим мнением.Cпасибо

Добрый день! Заголовок,к сожалению,в последний момент был изменен (не мной). Изначально он был совершенно другим.

Ответить

Илья

Комментарий от Александр

Дорогой автор! Чтение этого текста не вызвало ничего, кроме удивления. Наверное, при первом приближении действительно может создастся такое обманчивое впечатление о Китае в целом и о православной миссии в этой замечательной стране в частности. Очень жаль, что такой чрезмерно субъективный взгляд тиражируется в массы и вводит в заблуждение людей. «Чаще всего в головах людей летают различные мифы» – эти слова из текста напрямую можно отнести к автору повествования. Во-первых, статистика по количеству христиан в Китае в разных источниках разнится очень сильно. Во-вторых, неплохо было бы проанализировать, кто в ней учитывается. Ряд верующих, которых западные исследователи так смело определили в единую категорию «христиане», в понимании православного человека часто являются самыми пресловутыми сектантами, поклоняющимися отнюдь не Христу. Государственное управление КНР по делам религий не только никому «не идет навстречу», но и не имеет такой возможности в силу отведенной ему в системе государственного управления особой функциональной роли. Говоря грубо, они занимаются учетом и контролем. Не в их компетенции принимать хоть сколько-нибудь значимые решение в отношении религиозных общин, равно как и направление шагов - «навстречу» или в обратном направлении. То, что ВВП Китая растет по причине трудолюбия населения - очень спорный тезис. Советую пообщаться с представителями российского бизнеса, имеющего рабочие связи с Китаем, чтобы навсегда убедиться в ложности этого мифа. Как и среди представителей других национальностей, в массе своей в Китае «с утра до вечера» работают либо непосредственно владельцы бизнеса, либо те трудяги, кто зарабатывает буквально на кусок хлеба. То, что Вы не видели ни одного пьяного китайца за время пребывания в стране, означает лишь, что Ваше пребывание было там очень непродолжительным, а погружение не столь глубоким. Большим открытием стало, что чета «великих миссионеров» Поздняевых владеет китайским языком. При всем уважении, бытовой уровень языка вряд ли можно именовать знанием. Как раз вся трагедия миссии РПЦ на китайском направлении заключается в том, что ею занимаются люди, не владеющие языком, а в случае Китайского патриаршего подворья - и вообще элементарными знаниями о Китае. о. Дионисий общается с паствой на английском или через переводчика, настоятель Китайского патриаршего подворья кроме "ни хао" и пары заученных молитвенных текстов в китайском языке замечен не был, про т.н. "штатных миссионеров" подворья даже писать не хочется – очень далекие от китаистики напыщенные дилетанты, к всеобщему великому сожалению. Про китайцев, изучающих русский язык, тенденция скорее ниспадающая. И про готовность китайцев к принятию православия – прошу, проанализируйте количество крещеных (а лучше воцерковленных) китайцев относительно численности населения КНР и количества лет работы РПЦ на китайском направлении. С уважением.

Добрый день! Спасибо за отзыв.
Во многом я с Вами не согласен,к сожалению - и насчет Миссии,и насчет подворья,и многого другого. Если у Вас есть желание пообщаться,буду рад. Моя почта - elli-chan@inbox.ru

Ответить

Александр

Дорогой автор!
Чтение этого текста не вызвало ничего, кроме удивления. Наверное, при первом приближении действительно может создастся такое обманчивое впечатление о Китае в целом и о православной миссии в этой замечательной стране в частности. Очень жаль, что такой чрезмерно субъективный взгляд тиражируется в массы и вводит в заблуждение людей. «Чаще всего в головах людей летают различные мифы» – эти слова из текста напрямую можно отнести к автору повествования.
Во-первых, статистика по количеству христиан в Китае в разных источниках разнится очень сильно. Во-вторых, неплохо было бы проанализировать, кто в ней учитывается. Ряд верующих, которых западные исследователи так смело определили в единую категорию «христиане», в понимании православного человека часто являются самыми пресловутыми сектантами, поклоняющимися отнюдь не Христу.
Государственное управление КНР по делам религий не только никому «не идет навстречу», но и не имеет такой возможности в силу отведенной ему в системе государственного управления особой функциональной роли. Говоря грубо, они занимаются учетом и контролем. Не в их компетенции принимать хоть сколько-нибудь значимые решение в отношении религиозных общин, равно как и направление шагов - «навстречу» или в обратном направлении.
То, что ВВП Китая растет по причине трудолюбия населения - очень спорный тезис. Советую пообщаться с представителями российского бизнеса, имеющего рабочие связи с Китаем, чтобы навсегда убедиться в ложности этого мифа. Как и среди представителей других национальностей, в массе своей в Китае «с утра до вечера» работают либо непосредственно владельцы бизнеса, либо те трудяги, кто зарабатывает буквально на кусок хлеба.
То, что Вы не видели ни одного пьяного китайца за время пребывания в стране, означает лишь, что Ваше пребывание было там очень непродолжительным, а погружение не столь глубоким.
Большим открытием стало, что чета «великих миссионеров» Поздняевых владеет китайским языком. При всем уважении, бытовой уровень языка вряд ли можно именовать знанием. Как раз вся трагедия миссии РПЦ на китайском направлении заключается в том, что ею занимаются люди, не владеющие языком, а в случае Китайского патриаршего подворья - и вообще элементарными знаниями о Китае. о. Дионисий общается с паствой на английском или через переводчика, настоятель Китайского патриаршего подворья кроме "ни хао" и пары заученных молитвенных текстов в китайском языке замечен не был, про т.н. "штатных миссионеров" подворья даже писать не хочется – очень далекие от китаистики напыщенные дилетанты, к всеобщему великому сожалению.
Про китайцев, изучающих русский язык, тенденция скорее ниспадающая.
И про готовность китайцев к принятию православия – прошу, проанализируйте количество крещеных (а лучше воцерковленных) китайцев относительно численности населения КНР и количества лет работы РПЦ на китайском направлении.
С уважением.

Ответить

Андрей

Неожиданный заголовок, приятно, Илья ,приятно удивлён статьёй и выводами сделанными.Очень xочу согласитьсяс твоим мнением.Cпасибо

Ответить

Татьяна

Отличная статья! Спасибо Вам!

Ответить

Илья

Комментарий от Наталья

Спасибо. Илья, за интересное путешествие по Китаю!

Вам спасибо за отзыв,Наталья!:)

Ответить

Илья

Комментарий от Анна

Интересные наблюдения автора. Не хочу спорить. Но Гонконг - это не весь Китай. И Гонконг - это наиболее свободная часть Китая. Возможно, благодаря 99-тилетней колонизации Великобританией, там терпимо относятся к христианству вообще. На собственном опыте знаю, что в континентальной части китайцы очень сильно отличаются друг от друга. Например, в Пекине - они непосредственные, как дети, а в Шанхае - сродни москвичам - вечно бегущие, ничего не замечающие и безразличные к окружающим. Ни одного христианского символа не видела. НИГДЕ! И знаю, что только при нашем посольстве существует православный храм. Кстати, сами китайцы считают себя ленивыми. Усиленно работают только те, кто уехал из страны на заработки. Кто уехал в Америку- тому уважение, а кто в Россию - тот неудачник. И христианство там, если и будет продвигаться, то с невероятным трудом. Эти конфуцианцы считают, что христианские истины списаны у Конфуция и, хотя и хорошие, но ничем не отличаются от их ученья. А зачем двигаться куда-то, если и так всё хорошо?... Это мой взгляд на Китай и китайцев. Изнутри. P.S. Прочла сама и теперь дарю всем книгу о. Тихона "Несвятые святые". Жду её на китайском. Мне кажется, что она бы, уж точно, сдвинула бы с места роблему проповеди Евангелия в Китае. Спаси вас Бог и простите, если что не так...

Здравствуйте,Анна! Спасибо за отзыв.
Да,Гонконг это не весь Китай,совершенно с Вами согласен. Не соглашусь в том,что наши храмы есть только в Пекине на территории посольства: это не так. Храм есть в Шанхае на территории консульства,там служит свящ. Алексей Киселевич. Храм,восстановленный при участии партии, есть в Харбине - там служит клирик Китайской автономной православной Церкви о. Александр Юй Ши. Есть домовые храмы в Гуанчжоу и Шэньчжэне,в них еслужат священники РПЦ. Существуют храмы в Инине,Чугучаке,Кульдже,Урумчи - но в них нет священников,поэтому общины справляются со всем сами - службы же совершаются мирским чином. При мне в городах именно континентального Китая проходили Мессы в разных католических храмах,и судя по количеству народа на них - я бы не сказал,что христианство в Китае продвигается с трудом. Хочется верить в лучшее:)

Ответить

Дмитрий Напара

Дорогой Илья, не помню, кто автор такой простой и великолепной мысли: "Кто побывал в новой стране день, пишет кингу. Побыл год - статью. Прожил пять лет - заметку .... Провел в ней 10 лет, и не знаю, о чем писать ..."
Ваша непосредственность и детская восторженность восхищают! Однако волей- не волей на смену развенчанных вами, как вам кажется, мифам, вы - сами того не подозревая - представляете аудитории либо новые, либо подаете как факт просто недостоверные данные, чем вводите почтенную публику в великое недоумение.
Понятно, что Гонконг и малая часть Южного Китая поражают при первом приезле даже бывалых "фиологов-лингвинистов" (как говаривал приснопамятный полковник Мурысин, обучая нас, курсантов Восточного факультета ВИИЯ правильно обращаться с пистолетом Макарова). Но в этом и заключается работа автора над текстом, чтобы брыжжущий восторг превратить в выверенное повествование. Над текстами работать надо. С привлечением источников.
Чего стоит ваша фраза о том, что все большее число китайских студентов со все большим удовольствием изучают русский язык? Ровным счетом ничего. Посольку информвция, содержащаяся в ней, абсолютно не соответсвует истинному положению дел. Иные примеры дезинформации, содержащиеся в вашем опусе, публично перечислять и разбирать не считаю корректным. Готов переговорить лично в удобной обстановке литературного кафе за чашкой чая . С искренним, военный китаист с 1974 года.

Ответить

Анна

Интересные наблюдения автора. Не хочу спорить. Но Гонконг - это не весь Китай. И Гонконг - это наиболее свободная часть Китая. Возможно, благодаря 99-тилетней колонизации Великобританией, там терпимо относятся к христианству вообще. На собственном опыте знаю, что в континентальной части китайцы очень сильно отличаются друг от друга. Например, в Пекине - они непосредственные, как дети, а в Шанхае - сродни москвичам - вечно бегущие, ничего не замечающие и  безразличные к окружающим.
Ни одного христианского символа не видела. НИГДЕ! И знаю, что только при нашем посольстве существует православный храм.
Кстати, сами китайцы считают себя ленивыми. Усиленно  работают только те, кто уехал из страны на заработки. Кто уехал в Америку- тому уважение, а кто в Россию - тот неудачник.
И христианство там, если и будет продвигаться, то с невероятным трудом. Эти конфуцианцы считают, что христианские истины списаны у Конфуция и, хотя и хорошие, но ничем не отличаются от их ученья. А зачем двигаться куда-то, если и так всё хорошо?...
Это мой взгляд на Китай и китайцев. Изнутри.
P.S. Прочла сама и теперь дарю всем книгу о. Тихона "Несвятые святые". Жду её на китайском. Мне кажется, что она бы, уж точно, сдвинула бы с места роблему проповеди Евангелия в Китае.
Спаси вас Бог и простите, если что не так...

Ответить

Наталья

Спасибо. Илья, за интересное путешествие  по Китаю!

Ответить