Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым)

Московская Сретенская  Духовная Академия

Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым)

Иеромонах Иов (Гумеров) 8165



Вот уже двадцать пять лет отец Иов несет священническое служение: прежде он трудился на приходе, был духовником сестер Иоанно-Предтеченского монастыря. В 2002 году отец Иов стал насельником Сретенского монастыря.

Отец Иов, расскажите, пожалуйста, что такое «духовная жизнь». Чем она отличается от обычной жизни, в чем проявляется?

– Поскольку человек соединяет в себе две природы, то он рождается дважды. Сначала телесно, а затем духовно. Об этом говорит Спаситель в ночной беседе с Никодимом: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:6-7). Это рождение свыше и есть начало духовной жизни. Святой апостол Павел называет тех, кто ведет духовную жизнь, «живущими по духу» (Рим.8:5).

Духовная жизнь строится по особым законам, которые установил Бог. Законы эти даны нам в Священном Писании. Их опытно постигли святые отцы. Поэтому как Писание, так и творения святых являются не только главным, но и незаменимым руководством в духовной жизни.

Что является самым важным, по Вашему мнению, в духовной жизни?

– Исполнение заповедей Божиих. Это есть деятельное проявление любви к Богу и людям: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). Святые отцы, наставляя нас в духовной жизни, прежде всего, пишут о хранении заповедей: «Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении евангельских заповедей» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том 1). Без этого невозможно стяжать духовные дарования. Святитель Феофан Затворник пишет: «ищущий и чающий получить действие Святого Духа, прежде исполнения заповедей Божиих, подобен купленному рабу, который просит у господина своего себе свободы, в тот самый час, как тот еще только расплачивается за него» (Письма о духовной жизни. Письмо пятнадцатое).

Кто такой духовник?

– Необходимо сначала провести различие между понятиями "духовник" и "духовный отец". Духовник – это священник, который совершает таинство покаяния. Им может быть любой, получивший благодать священства в таинстве рукоположения. Духовный же отец не только должен принимать исповедь своих чад, но и наставлять и вести их по пути спасения. Неизбежно рождается вопрос: где найти его? Ведь духовное руководство в строгом и точном смысле – дело очень немногих, стяжавших дарования священников, которые должны совершать это крайне осторожно и со смирением. Еще преподобный Иоанн Лествичник предупреждал об опасности принять за кормчего простого гребца. По прошествии более 14 веков мы находимся в еще большем затруднении. «Прекрасно ваше желание, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – находиться в полном подчинении у опытного наставника.  Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Для совета, для руководства недостаточно быть благочестивым; надо иметь духовную опытность, а более всего духовное помазание».  

Подобного же мнения держался святитель Феофан Затворник: «Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение. Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных пусть составят союз и друг друга руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою, в умеренной строгости аскетической» (Алфавит духовный святителя Феофана Затворника. Избранные советы и наставления. – М.: «Ковчег», 2009. С. 98).

Надо всегда помнить, что Господь Бог всем хочет спасения и никого не ставит в безвыходное положение

Известный подвижник благочестия середины ХХ века игумен Никон (Воробьев) не разрешал называть себя духовным отцом: «У Вас должно было бы напечататься в сознании мое мнение, что я не могу никак руководить в духовной жизни, что не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? – Потому, что вижу не только себя не способным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного "чада", способного к послушанию и к жизни под руководством духовного "отца". Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей» (Письма к духовным чадам. Письмо 145)

Надо всегда помнить, что Господь Бог всем хочет спасения и никого не ставит в безвыходное положение. Ищущий спасения должен полностью довериться Богу, стремиться к чистоте сердца, всей полнотой души стараться  жить по святому Евангелию и тогда на нем исполнятся слова Спасителя «Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Духовная жизнь такого человека будет проходить под благодатным водительством Божиим.

Как выбрать  духовного отца?

– Специально искать или выбирать не нужно. Всё искусственное бывает непрочным и не дает плодов. Связь с духовным отцом установится в согласии с волей Божией тогда, когда эту связь родит жизнь. Произойти это должно естественно. Самым лучшим свидетельством того, что возникшие отношения родились не случайно, является реальная духовная польза, которую они приносят. Если же такая связь не возникла, то не надо унывать или предпринимать специальные поиски. Иначе начнется хождение по приходам. В результате теряется мир душевный. Самым лучшим наставником является святое Евангелие. Духовная жизнь совершенно ясна: исполнять евангельские заповеди и жить в благодатном опыте Церкви. Когда возникают вопросы, можно спросить у любого опытного священника.

Тайну исповеди священник не может нарушить ни при каких условиях.

Скажите, кто для Вас является авторитетом в духовном делании

– Святые отцы. Их творения и пастырский опыт. 

Может ли быть нарушена тайна исповеди и в каких случаях?

– Тайну исповеди священник не может нарушить ни при каких условиях. Это строго запрещено 120-м правилом Номоканона при Большом Требнике: за открытие греха исповедовавшегося духовный отец запрещается на три года в служении и каждый день должен класть сто поклонов.

Вам приходится исповедовать учащихся духовной семинарии. Что в их духовной жизни представляется для Вас самым важным?

– Большинство нынешних студентов духовной семинарии станут священнослужителями. Чтобы быть достойным священником или диаконом нужно благочестие. «Благочестие, – пишет  священномученик Петр Дамаскин, – не есть название одной какой-либо добродетели, но наименование всех заповедей, от слова благочествовать, то есть хорошо служить». Святой апостол Павел советует своему ученику Тимофею: «упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Самым благоприятным местом для стяжания благочестия является дом Божий. Надо учиться благоговейно внимать богослужению, трепетно относиться к святыни, избегать хождений и разговоров.

Духовник, принимая исповедь студентов, должен помогать им бороться с теми греховными навыками, которые мешают им очищать сердце и искренне стремиться к богобоязненности. 

Какое качество духовника, на Ваш взгляд, является самым ценным?

– Любовь ко всем, кто к нему обращается. Человек, пришедший на исповедь, это хорошо чувствует. Именно благодаря простому и ласковому обращению духовника кающийся легко открывает себя перед Богом и у него появляется решимость исправиться. Это состояние очень точно передает греческое слово μετάνοια [метанойя] – перемена мыслей, раскаяние.

Принимающий исповедь должен при совершении этого таинства быть духовно собранным, ибо в это время ведут невидимую брань и стремятся ввести духовника в искушение. Об этом пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Боже мой, как трудно надлежащим образом исповедовать! Сколько от врага препятствий! Как тяжко согрешаешь пред Богом, исповедуя не надлежащим образом! Как слово оскудевает! Как источник слова заграждается в сердце! Как язык изменяет и разум! О, сколько нужно приготовления к исповеди! Сколько надо молиться об успешном прохождении этого подвига!» (Моя жизнь во Христе. Том 2).

Новости по теме

Велика сила слёз кающегося! Что святые советуют постящимся Святитель Димитрий Ростовский Великим постом, в помощь каждому православному христианину, вступившему на путь воздержания, сайт Сретенской семинарии предлагает поучительные слова святителей, преподобных и других просиявших святых. Эти люди знали о пользе и смысле поста неизмеримо больше нашего, собирая немалое сокровище. Пусть их наставления помогут каждому читателю успешно идти по пути воздержания.
«СВЯЩЕННИК — ВРАЧ, А НЕ ВОЛШЕБНИК» Митрополит Лимасольский Афанасий отвечает на вопросы будущих пастырей (+ФОТО) Митрополит Лимасольский Афанасий О старце Паисии и проповеди Христа в современном мире, о послушании, монашестве и браке, об истинной Церкви и ее предназначении...
Проповедь, сказанная в день памяти святителя Иоанна Златоустого в церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 года Священномученик Анатолий Одесский Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя – имя великого учителя и святителя Христова св. Иоанна Златоуста. Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада.