К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. РОМАН РОДИОНОВ: «ГОДЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ В СЕМИНАРИИ, ПОЗВОЛИЛИ МНЕ ПОНЯТЬ, ДЛЯ ЧЕГО Я ПРИШЕЛ В ЦЕРКОВЬ»

Московская Сретенская  Духовная Академия

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. РОМАН РОДИОНОВ: «ГОДЫ, ПРОВЕДЕННЫЕ В СЕМИНАРИИ, ПОЗВОЛИЛИ МНЕ ПОНЯТЬ, ДЛЯ ЧЕГО Я ПРИШЕЛ В ЦЕРКОВЬ»

Роман Родионов 11966



В 1999 году в московском Сретенском монастыре была открыта духовная школа – Сретенское высшее православное училище, преобразованное затем в духовную семинарию. О выборе жизненного пути и о годах, проведенных в стенах семинарии, рассказывают преподаватели и студенты СДС.

До поступления в духовную семинарию я окончил художественную школу, прислуживал в алтаре, пел и читал на клиросе. Одним словом, моя жизнь уже тогда была тесно связана с Церковью. С самого детства я мечтал поступить в духовную школу. Эта мысль меня посетила, когда я учился еще в начальных классах общеобразовательной школы. Я стал ходить в воскресную школу и начал прислуживать в алтаре. На мой выбор поступить в семинарию очень сильно повлияли семинаристы, которые приезжали на каникулы в родной храм в Орле. Я всегда гордился тем, что почти все пономари нашего храма поступали в духовные заведения. Видя подобный живой пример, я не представлял без Церкви и своей дальнейшей жизни. Родители и близкие всегда поддерживали и одобряли мой выбор. Когда я учился в седьмом классе, моего отца рукоположили в диакона, затем – во пресвитера. Эти события еще больше укрепили мое желание поступить в семинарию. Поэтому в духовную школу я пришел вполне осознанно, это была моя заветная мечта.

Вспоминаю вступительные экзамены. Первым испытанием было изложение. Затем самое важное и волнительное – собеседование с ректором, архимандритом Тихоном (Шевкуновым). Помню томительное и радостное ожидание своей очереди на крыльце трапезной монастыря. Никогда не забуду, как читал Псалтирь и отвечал на вопросы по библейской истории и богослужебному Уставу.

В начале обучения особых трудностей не возникало. Правда, очень хотелось навестить родных и близких мне людей. Еще учась в школе, я не раз говорил своим товарищам, что собираюсь поступить в семинарию, в этом выборе они всегда поддерживали меня.

Среди многих дней в семинарии с особым чувством вспоминаю тот, когда меня благословили надеть подрясник. Я осознавал всю ответственность, которая возлагалась тогда на всех нас. Это ответственность была связана с несением послушания на благо Церкви.

Наша студенческая жизнь в семинарии была неразрывно связана с жизнью Сретенского монастыря. Приходилось преодолевать лень и заставлять себя рано подниматься на братские молебны, быть собранным и внимательным на лекциях, добросовестно относиться к послушаниям.

Иногда возникали и житейские проблемы, они просто неизбежны, когда приходится жить вместе. Но мы довольно легко с ними справлялись. О семинарских буднях можно было бы написать целые мемуары. У нас был четкий распорядок дня, который, однако, мог меняться. Каждый день начинался с молитвы, затем шел завтрак, послушания, лекции, вновь послушания и свободное время. После вечернего богослужения мы снова собирались в трапезной, ужинали, читали вечерние молитвы и расходились по кельям.

Здесь, в семинарии, я встретил много замечательных людей – они стали мне хорошими приятелями. Друг в моем понимании – это тот человек, с которым у тебя есть общие интересы, человек, всегда готовый прийти и оказать помощь в трудную минуту.

Преподаватели нашей духовной школы – действительно высококлассные специалисты в своем деле. Особо мне запомнились лекции профессора Светозарского, священника Андрея Рахновского, священника Вадима Леонова. Любимый мой предмет, без сомнения, догматическое богословие. На мой взгляд, будущему пастырю необходимо безукоризненно разбираться в вопросах вероучения.

На младших курсах моими первыми научными работами были сочинения по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, литургике, догматическому богословию, стилистике русского языка, истории Русской Церкви, общецерковной истории, церковному искусству. На четвертом курсе я писал курсовую работу по Новому Завету на тему «Жизнь первой Церкви по материалам книги Деяний». Эта книга мне особенно интересна, потому что повествует о событиях, произошедших вслед за евангельскими. Это проповедь апостолов среди языческого мира.

Во время сессий весь наш курс всегда легко и дружно сдавал все экзамены и зачеты. Не было пустого соперничества, ребята поддерживали друг друга и получали оценки в соответствии со своими стараниями. Что касается шпаргалок… Какой студент без них обходится?!

Помню и свою первую проповедь, я произносил ее после вечерних молитв в день памяти преподобного отрока Артемия Веркольского. Разумеется, немного волновался.

Помимо общих послушаний (уборка территории, корпусов), в монастыре я нес клиросное певческое послушание. В семинарском хоре пою с первого курса. С тех пор многое изменилось, но неизменным осталось одно – желание прославить Господа и помочь верующим в молитве во время богослужения. Начиналось все непросто. Спевки проводились несколько раз в неделю, все ребята очень старались. С каждым годом качество пения все улучшалось, это отмечали и братия, и студенты, и прихожане монастыря. В 2006 году состоялась поездка хора в Страсбург (Франция), где мы спели пасхальное богослужение, а затем и концерт в кафедральном соборе Страсбургской Богоматери, на котором мы исполнили песнопения всенощного бдения и Литургии, а также русские народные песни. Эта поездка надолго осталась в моей памяти, ведь мы имели уникальную возможность не только побывать в другой стране, но и подарить нашим соотечественникам, проживающим во Франции, частичку Родины. В том же году была поездка в Италию, в город Бари, где мы спели Литургию в крипте с мощами святителя Николая Чудотворца. Годы учебы в семинарии сопровождались и другими паломническими поездками. Мы посетили Святую Землю, Ростов Великий, Владимир, Санкт-Петербург, Новгород. Была интереснейшая экскурсия по храмам Москвы.

Наша духовная жизнь складывалась из того, что мы еженедельно исповедовались и причащались. Также мы регулярно читали Неусыпаемую Псалтирь. Конечно, в семинарии у каждого студента был свой духовный наставник.

Вспоминаются наши праздники. Пожалуй, самые важные – это престольные празднования Сретенского монастыря. Это дни памяти Владимирской иконы Божьей Матери, священномученика Илариона, Марии Египетской. Также в нашей духовной школе сложилась добрая традиция собираться за большим столом в дни памяти наших небесных покровителей.

В свободное от учебы и послушаний время я всегда старался общаться с приятелями, гулял по городу, занимался спортом, разучивал с ребятами новые песнопения и т.д.

За годы учебы в духовной семинарии я почерпнул для себя много полезного: научился по-настоящему уважать своих товарищей, всем делиться с ними, преодолевать возникающие трудности, уповая на помощь Божию.

Годы, проведенные в семинарии, позволили мне прежде всего найти себя и понять, для чего я пришел в Церковь. В Сретенской духовной школе я получил ответы на многие вопросы о духовной жизни, приобрел ценный багаж знаний, который постараюсь применить на пользу не только себе, но и окружающим и, конечно, Церкви Христовой.



Роман Родионов
4 августа 2009 года

Новости по теме

К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ КУПРИЯНОВ: «ОСНОВЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИЗВЕСТНЫ ЛЮБОМУ ХРИСТИАНИНУ» Федор Куприянов Для нас главная задача добиться, чтобы студенты полюбили предмет, искренне заинтересовались им, чтобы у них появилось желание изучить его глубже программных требований, постигать всю жизнь. Я предлагаю семинаристам базовые знания и свою точку зрения на преподаваемую дисциплину, доказываю ее необходимость для жизни современного христианина.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ. МНОГОЕ СЕЙЧАС ЗАВИСИТ ОТ СИНЕРГИИ СВЯЩЕННИКА И УЧИТЕЛЯ Галина Трубицына Желающие принять монашество, вливаются в ряды братии; большинство идет по пути белого духовенства; тем, кто женится, будучи еще семинаристом, оказывается поддержка, но и неженившиеся после окончания духовной школы находят себе применение в церковной работе. К чему готовит Сретенская семинария всех – это к диалогу с миром, где неверующих еще остается большинство, и, что важно, к диалогу с интеллигенцией, часть которой до сих пор находится в глухой оппозиции к Церкви.
К 10-ЛЕТИЮ СРЕТЕНСКОЙ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ ОБУЧАЯ ЯЗЫКУ БОГОСЛУЖЕБНОМУ Лариса Маршева Использование церковнославянского языка наиболее тесно соприкасается с этимологическим, исконным пониманием литургии как общественного служения. И в настоящее время он должен стать едва ли не главным мерилом соборности в Церкви. А значит, каждому человеку, приходящему в храм и искренне верующему, что его молитва дойдет до Господа, необходимо приложить максимум усилий для познания богослужебного языка.